Сучетом требований к точности по ГОСТ 520 − 89 установлено пять классов точности подшипников, обозначаемых (в порядке повышения) 0; 6; 5; 4; 2. Для большинства механизмов общего назначения применяют подшипники класса точности 0. Подшипники более высоких классов точности применяют при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала (например, для шпинделей шлифовальных и других прецизионных станков, для авиационных двигателей, приборов). Класс точности указывают через тире перед условным обозначением подшипника,
например 6−205 (6− класс точности подшипника).
Подшипники качения – очень нежные детали, имеют тонкие, хрупкие кольца и в свободном состоянии подшипники имеют овальность. Но при монтаже на вал кольца принимают правильную цилиндрическую форму, и овальность исчезает.
Для обеспечения взаимозаменяемости подшипников качения овальность и средняя конусообразность отверстия и наружной цилиндрической поверхности колец не должны превышать 50% допуска на диаметры Dm,dm. Средние диаметрыdmиDmопределяют расчетом как среднее арифметическое наибольшего и наименьшего диаметров, измеренных в двух крайних сечениях кольца:
Dm= Dmax2+ Dmin; dm= dmax2+dmin.
В связи с этим допуски для подшипников качения назначаются на следующие размеры:
1)на D иd;
2)на Dmиdm;
3)на В.
Классы точности подшипников качения
Общие сведения
Подшипники качения является наиболее распространенными стандартными сборочными единицами, которые изготовляют на специализированных заводах. Они имеют полную внешнюю взаимозаменяемость за присоединительными поверхностями, которые определяются внешним диаметром D внешнего кольца и внутренним диаметром d внутреннего кольца. Между кольцами и телами качения существует неполная взаимозаменяемость (кольца и тела качения собирают селективным методом). Изношенные подшипники качения легко демонтируются и заменяются новыми в корпусах и на валах.
Точность подшипников качения характеризуется точностью их изготовления и сборки. Допуски на изготовление посадочных поверхностей подшипников не совпадают с допусками по квалитетам, поэтому для градации точности подшипников качения установлены классы точности.
Стандартом ГОСТ 520-89 предусмотрено для подшипников качения 5 классов точности, обозначенных в порядке повышения точности: Р0, Р6, Р5, Р4, Р2. В обозначении подшипников допускается опускать литеру Р, то есть обозначать 0, 6, 5, 4, 2.
Класс точности подшипника указывают перед обозначением типа (номера) подшипника, например Р4 - 250. Класс " 0 " наиболее распространенный в общем машиностроении, поэтому обозначение Р0 или 0 на подшипниках этого класса не проставляют. Приведенный пример обозначения подшипника имеет вид: 205, где 2 - серия подшипника - легкая (существуют: средняя - 3, тяжелая - 4 и т.п.); две последние цифры, умноженные на пять, равняются диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника качения (205 - подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии для посадки на вал диаметром 25 мм).
Основные размеры подшипников качения устанавливает ГОСТ 3478-79, типы и конструктивное исполнение -ГОСТ 3395-89.
Точные подшипники класса 2 или Р2 предназначены для:
- гироскопических машин и приборов;
- микроскопических приборов, электрических микромашин;
- прецизионных станков.
Подшипники классов 5 и 4 используют при:
- высоких частотах вращения;
- в случаях, когда нужна высокая точность при вращениях (например, для шпинделей шлифовальных станков);
- в прецизионных металлорежущих станках.
Присоединительными поверхностями подшипников качения являются следующие (см. рис.2):
Рис. 2. Присоединительные поверхности подшипников качения.
D - внешний диаметр (внешнего кольца);
d - внутренний диаметр (внутреннего кольца);
В - ширина колец;
Dm - средний диаметр внешнего кольца подшипника:
Dm= 0,5*(Dmax+ Dmin),
где Dmax - самое большое значение внешнего диаметра, вымеренное в двух