К основным поражающим факторам ЧС относятся следующие

Ударная волна - возникает, например, при взрывах (взрывы котлов, газопродуктопроводов, опасных грузов), а также при воздействии сейсмических волн при землетрясении.

Ионизирующее излучение. Возникновение этого поражающего фактора возможно при авариях на АЭС, взрывах ядерных боеприпасов, при нарушении технологических процессов на производстве и техники безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения. При этом возможно облучение людей в момент возникновения ЧС и при заражении радиоактивными веществами (РВ) окружающей среды, при выбросе их в атмосферу.

Так, при аварии на Чернобыльской АЭС имело место непосредственное облучение от источников излучения персонала и спасательных формирований в момент аварии и ее ликвидации. Кроме того, значительная часть Белоруси, Украины, часть Российской Федерации подверглись заражению РВ. И сегодня про­должается их вредное воздействие на человека, животных и растительный мир.

Заражение окружающей среды сильнодействующими ядовитыми и бое­выми отравляющими веществами (СДЯВ). Это может иметь место при авариях на производстве, железнодорожном транспорте, при ведении боевых действий, а также в быту.

Аэрогидродинамический фактор. Как правило, этот поражающий фактор возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнения, тайфуны и ураганы, смерчи, обвалы, оползни, снежные лавины, ливни и т. п. В отдельных случаях (разрушение плотин, аварии на гидроэлектростанциях) этот фактор может иметь техногенное происхождение.

Температурный фактор - воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (пожары на производстве, воздействие светового излучения, снежные завалы, катастрофы на море и ряд других критических ситуаций).

Заражение окружающей среды бактериальными средствами. Возник­новение этого фактора возможно при грубых нарушениях санитарно-гигиенических правил эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, режима работы отдельных учреждений, нарушении технологии в работе пред­приятий пищевой промышленности и в ряде других случаев.

Психоэмоциональное воздействие. На людей, находящихся в экстре­мальных условиях, наряду с другими поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, что может привести к нарушению психи­ческой деятельности, снижению работоспособности. Необходимо подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складьшается не только из прямой угрозы жизни человека, но и опосредованной, т.е. связанной с ожидани­ем ее реализации.

Как уже отмечалось, неблагоприятное влияние поражающего фактора на человека и окружающую среду зависит не только от его интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

Ударная волна является одним из основных поражающих факторов ЧС. Это - область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распро­страняется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В удар­ной волне возникает избыточное давление - разность между нормальным атмо­сферным давлением и максимальным давлением во фронте ударной волны. Из­быточное давление измеряется в Паскалях (Па) или кГс/см (1 кГс/см =100 кПа). Ударная волна имеет две фазы - фазу сжатия и фазу разрежения.

В зависимости от того, в какой среде она возникает и распространяется - в воздухе, воде или грунте,- ее называют воздушной, гидродинамической или сейсмовзрывной волной.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести, Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и прежде всего от характера, масштаба и интенсивности ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС и др.

3. По каким элементам оценивается медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций.

Медико-тактическая характеристика очага поражения при аварии на химически опасном объекте

Внутри зоны загрязнения возникают очаги химического поражения (ОХП) т.е. территория, в пределах которой происходит массовое загрязнение и поражение людей, животного и растительного мира.

В медико-тактическом отношении ОХП характеризуются:

1. внезапностью поражения;

2. массовостью поражений;

3. наличием комбинированных поражений;

4. загрязнением окружающей среды.

При экологической химической катастрофе применяется понятие долговременного ОХП, когда биосфера (водоисточники, планктон, почва, растения) загрязняются на длительный период и создается неблагоприятная санитарно-гигиеническая обстановка на многие месяцы или годы (мутагенные, канцерогенные, эмбриотоксические СДЯВ).

Для быстродействующего ОХП характерно:

1. одномоментное поражение большого количества людей в короткий промежуток времени;

2. преобладание тяжелых поражений и быстрое развитие интоксикации;

3. дефицит времени у медицинской службы, для изменения повседневной организации работ и приведение ее в соответствие с возникшей обстановкой;

4. необходимость оказания экстренной и эффективной МП в ОХП в сжатые сроки;

5. необходимость проведения санитарной обработки на всех ЭМЭ;

6. немедленная эвакуация пораженных из ОХП в один рейс.

Для медленнодействующего ОХП характерно:

1. постепенное проявление признаков поражения (часы);

2. необходимость выявления пораженных среди населения далеко за пределами ОХП;

3. наличие некоторого временного резерва у медицинской службы, для коррекции работы и планирования действий с учетом обстановки;

4. возможность эвакуации пораженных из ОХП в несколько рейсов, по мере их выявления.

В очаге поражения стойкими веществами, продолжительное время (более 1 часа), сохраняется опасность поражения. Она сохраняется некоторое время и после выхода из очага за счет десорбции СДЯВ с одежды или в результате контакта с зараженным транспортом, различным имуществом.

4. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территориальные и функциональные подсистемы. Уровни управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачи, которые возлагаются па РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

· служба медицины катастроф (Минздрав России)';

· служба охраны общественного порядка (МВД России);

· противопожарная служба (МВД России);

· служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

· государственная спасательная служба (МЧС России);

· служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

· служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

· служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

· противопаводковая служба (Минприроды России);

· служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

· служба поиска и спасеиия на море (Минтранс России);

· транспортная служба (Минтранс России);

· служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

· служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

• постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

• органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

• силы и средства;

• резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне - МЧС России;

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

па местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Управление РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в готовности к решению возложенных задач и практическому их выполнению в повседневной деятельности, при угрозе возникновения и при возникновении ЧС.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем па всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

• на федеральном уровне - Межведомственная комиссия но предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

• на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

• на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

5. Режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

6. Задачи и состав сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами сил и средств РСЧСявляются:

• осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

• ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

• проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

• проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;

• восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

• поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;

• разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

• службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой па потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

• формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

• ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

• службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

• геофизическая служба Российской академии наук;

• служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

• космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

• учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО,

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

• военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

• формирования и учреждения ВСМК;

• формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

• военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

• специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

• аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

• службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

• восстановительные и пожарные поезда МПС России;

• аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

7. Определение, задачи Всероссийской службы медицинских катастроф (ВСМК).

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основными задачами ВСМК являются:

• организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

• создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;

• создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

• подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

• научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Кроме того, ВСМК принимает участие в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними; проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС; осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС; разработке и осуществлении мер по социальной защите населения; проведении гуманитарных акций; обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

8. Определение, и основные принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В основу деятельности службы в современных условиях были за­ложены следующие основные принципы:

1. Государственный и приоритетный характер.

Служба медицины катастроф — централизованная государствен­ная служба. Ее государственный характер обеспечивается постанов­лениями Правительства Российской Федерации о создании в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба должна быть готова к оказанию эк­стренной медицинской помощи в любом районе страны на суше, на воде, а также за рубежом при разных видах ЧС мирного и военного времени.

Среди других служб она имеет приоритетный характер (наряду со спасательными) в обеспечении постоянной готовности сил и средств, их мобильности и способности в кратчайшие сроки оказывать необхо­димую медико-санитарную помощь пораженным.

2. Территориально-производственный принцип.

Служба медицины катастроф организуется по территориальному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формиро­вания, учреждения и органы управления с использованием людских и материальных ресурсов создаются на базе существующих и вновь орга­низуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, клинических и других научно-исследовательских учреждений.

3. Централизация и децентрализация управления.

Централизация управления обеспечивается созданием единой ин­формационно-диспетчерской системы службы, способной обеспечи­вать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Централизация управления предполагает единое управление все­ми службами медицины катастроф Российской Федерации независи­мо от их ведомственной принадлежности на любом уровне (федераль­ном, региональном, территориальном).

Децентрализация управления предусматривает возможность и не­обходимость принятия решения каждым звеном службы и автономно­го выполнения задачи в конкретной ситуации по оказанию медико-са­нитарной помощи пораженным в конкретной обстановке.

4. Плановый характер.

Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квали­фикации всего личного состава службы (руководителей, специалистов, в т. ч. инженерно-технических и др.).

5. Принцип универсализма.

Это создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.

6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.

Этот принцип означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для выполнения определенного функционального предназначения с целью оказания первой медицин­ской, доврачебной, первой врачебной помощи, оказания квалифици­рованной и специализированной помощи, проведения противоэпиде­мических и санитарно-гигиенических мероприятий. То есть в составе службы должны быть различные формирования (бригады), учитываю­щие особенности тех или иных чрезвычайных ситуаций.

7. Лечебно-эвакуационные мероприятия

При ликвидации меди­ко-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуются на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по на­значению.

8. Принцип единства медицинской науки и практики.

Он означает, что организация службы медицины катастроф и ее функционирование в ЧС должны строиться с учетом достижений оте­чественной и зарубежной медицинской и фармацевтической науки и практики с использованием методов рациональной диагностики, стан­дартизации лечебно-диагностических и профилактических мероприя­тий на этапах медицинской эвакуации.

9. Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов, задейство­ванных в медицинских формированиях и подразделениях по оказанию экстренной помощи пораженным в ЧС.

Этот принцип подкреплен Постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 г. № 339 и Директивой Минздрава от 25.06.90 г. № 02-14/53-14, в соответствии с которыми установлены условия оп­латы труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании экстренной медицинской помощи и спасательных работах при ЧС. Ре­ализация этого принципа может быть осуществлена и другими мерами поощрения.

10. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС.

Она достигается созданием запасов имущества и медикаментов, регулярными тренировками личного состава формирований, его высо­ким профессионализмом, совершенствованием системы связи и опо­вещения, постоянной готовностью медицинских бригад, отрядов, гос­питалей и больниц, использованием современных транспортных средств. Своевременность использования службы медицины катаст­роф зависит от своевременности информации о возникновении ЧС.

11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.

Осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о статусе спасателя. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных по­следствий межнациональных конфликтов только на добровольных на­чалах (по контракту).

12. Всеобщая подготовка населения по оказанию первой меди­цинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях (в виде само-и взаимопомощи) и правилам адекватного поведения при различных чрезвычайных ситуациях.

9. Организация Всероссийской службы медицины катастроф.

Чрезвычайные случаи, возникающие в мирное время дали основание к выделению и оформлению в составе здравоохранения нового учебно-практического направления в медицине, получившего название «Медицина катастроф». Для практической реализации данного направления, постановлением правительства от 3 мая 1994 г. была создана Всероссийская служба медицины катастроф (МК) (ВСМК).

ВСМК – государственная служба, специально предназначенная для медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения в районе катастроф, аварий, стихийных бедствий и на местах террористических актов. Она является одной из федеральных служб в составе ЕГС ЧС.

ВСМК функционально объединяет: службу МК министерства здравоохранения (МЗ), службу МК министерства обороны, службу МК министерства внутренних дел (МВД), службу МК министерства путей сообщения, в составе которых имеются силы и средства для ликвидации медицинских последствий ЧС.

Руководящим органом ВСМК является Межведомственная координационная комиссия при МЗ России. Она предназначена для координации деятельности входящих в ВСМК служб МК министерств здравоохранения, обороны, внутренних дел и путей сообщения.

10. Уральский региональный центр медицины катастроф и неотложных ситуаций. Основные задачи центра.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

• филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

• межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

• формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС. Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Филиал ВЦМК «Защита» осуществляет взаимодействие с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобороны, МЧС, Госсанэпиднадзора, МВД, МПС России и других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.

11. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Формирования службы медицины катастроф Минздрава Российской Федерации и их предназначение.

Служба медицины катастроф Минздрава России является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения Российской Федерации. Она выполняет свои задачи совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора при взаимодействии с Федеральным управлением «Медбиоэкс-трем», органами управления и учреждениями других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, обеспечения лекарственными средствами и медтехникой, подготовки кадров, МСГО и др.).

Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

На базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счет их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

Средствами СМК являются медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное имущество и техника, состоящие на оснащении органов управления, формирований и учреждений службы и предназначенные для обеспечения выполнения их задач.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы медицины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита»

12. Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации. Формирования службы медицины катастроф Минобороны России и их предназначение.

Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведомственной службой, входящей в состав ВСМК; она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов.

Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобороны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах,

Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное военно-медицинское управление Минобороны России.

В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят; органы военного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначения; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и МПС России также имеются специальные органы управления, формирования и учреждения.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России, которая обеспечивает:

• разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

• подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

• разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

• руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основным формированием службы медицины катастроф Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН - это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь. Основными подразделениями отряда являются: приемно-сортировочное, хирургическое (операционно-реанимационное), госпитальное (на 100 коек), лабораторное отделения; рентгеновский кабинет и 5 медицинских групп (общехирургическая, травматологическая, ожоговая, психоневрологическая, токсико-радиологичсская, инфекционных болезней). Отряд способен принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны России па базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются следующие нештатные формирования.

Врачебно-сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи; создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности учреждения до 200 коек - одна бригада, от 200 до 400 коек - две; более 400 - две и па каждые 100 штатных коек свыше 400 - еще одна бригада. В составе бригады 5-7 медицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер). Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиления МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием по-эажеииых, создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады - 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) - из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников), а в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах - из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника). Для обеспечения работы группам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

13. Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы Российской Федерации. База их создания, предназначение.

Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы России предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Формирования создаются на базе центров Госсанэпиднадзора России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России.

Предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологиче-ские бригады (СЭБ) - эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России.

Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования.

Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным автономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руководитель - врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.

14. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Аптечка индивидуальная (АИ-2). Состав и предназначение мед.препаратов, входящих в АИ-2.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

1. аптечка индивидуальная АИ-2;

2. универсальная аптечка бытовая для населения, проживающего на радиационноопасных территориях;

3. индивидуальные противохимические пакеты - ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11;

4. пакет перевязочный медицинский - ППМ

Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для предупреждения или снижения действия различных поражающих факторов, а также для профилактики развития шока при травматических повреждениях. Содержимое аптечки составляют шприц-тюбик и отличающиеся по форме и окраске пеналы с лекарствами, размещенные в пластмассовом футляре и удерживаемые внутренними перегородками корпуса. Каждое лекарство находится в строго определенном месте, что позволяет быстро найти необходимое средство. В холодное время года аптечку рекомендуется хранить в нагрудном кармане для предупреждения замерзания жидких лекарственных форм.

Медикаментозные средства, содержащиеся в аптечке, применяются в зависимости от обстановки как по указанию медицинского работника (командира-, руководителя работ), так и самостоятельно в соответствии с вложенной в аптечку инструкцией, с которой население и спасатели знакомятся в процессе обучения.

Необходимо строго соблюдать установленные дозировки лекарственных средств во избежание снижения их эффективности или, наоборот, проявления отрицательного воздействия передозировки.

В гнезде № 1 аптечки находится шприц-тюбик с 2% р-ром промедола. Промедол - сильное болеутоляющее средство. Применяется для профилактики шока при сильных болях, вызванных переломами, обширными ранами, размозжением тканей и ожогами. При пользовании шприц-тюбиком необходимо:

• извлечь шприц-тюбик из аптечки;

• одной рукой взяться за ребристый ободок канюли, другой - за корпус и повернуть его по часовой стрелке до прокола мембраны;

• держа шприц-тюбик за канюлю, сиять колпачок, защищающий иглу;

• удерживая шприц-тюбик за ребристый ободок канюли и не сжимая пальцами корпуса, ввести иглу в мягкие ткани бедра, ягодицы или плеча (можно через одежду) до канюли;

• выдавить содержимое тюбика, сжимая его корпус;

• не разжимая пальцев, извлечь иглу.

Шприц-тюбик после введения его содержимого пациенту необходимо прикрепить к повязке или одежде на видном месте.

В гнезде № 2 размещен круглый пенал красного цвета с профилактическим антидотом для ФОВ - тареном (6 таб.). Одна таблетка принимается по команде. При появлении признаков отравления необходимо принять еще одну таблетку самостоятельно. Повторно препарат можно принять не ранее чем через 5-6 ч.

В гнезде № 3 находится длинный круглый пенал без окраски с противобактериальным средством № 2. В пенале находится 15 таб. сульфадиметоксина (сульфаниламидный препарат длительного действия). Принимается при возникновении желудочно-кишечных расстройств после облучения, при ранениях и ожогах с цслыо предупреждения инфицирования. В 1-й день принимается 7 таб., в последующие два дня -по 4 таб. в день.

В гнезде № 4 размещены два восьмигранных пенала розового цвета, содержащие радиозащитное средство № 1 - цистамин (по б таб. в каждом). За 30-60 мин до входа на загрязненную территорию следует принять 6 таб. При необходимости повторный прием допускается через 4-5 ч.

В гнезде № 5 расположены два четырехгранных пенала без окраски с противобактериальным средством № 1 по 5 таб. в каждом. В качестве средства экстренной неспецифической профилактики инфекционных заболеваний используется хлортетрациклин. Препарат принимается при угрозе бактериального заражения, а также при обширных ранах и ожогах с целью профилактики гнойных осложнений. Первый прием - 5 таб., повторно (через 6 ч) еще 5. Могут быть использованы бисептол или септрии, а также любые современные антибиотики (ампициллин, кефзол, цефобид, циф-рап и т.п.).

В гнезде № 6 находится четырехгранный пенал белого цвета, содержащий радиозащитное средство № 2 - калия йодид (10 таб. по 0,25 г). Взрослые и дети от двух лет и старше принимают препарат по 0,125 г, то есть по 1/2 таб. один раз в день в течение 7 дней с момента выпадения радиоактивных осадков (дети до двух лет принимают по 0,04 г в день) после еды, запивая киселем, чаем или водой. Беременным женщинам прием калия йодида (по 0,125 г) необходимо сочетать с одновременным приемом калия перхлората - 0,75 г (3 таб. по 0,25 г).

В гнезде № 7 расположен круглый пенал голубого цвета, в котором находится одно из противорвотных средств - латран, диметпрамид или этаперазин (5 таб.). Препарат принимают по 1 таб. сразу после облучения, а также при появлении тошноты, рвоты как после облучения, так и после контузии, при сотрясении мозга. При продолжающейся тошноте этаперазин следует принимать повторно по 1 таб. через 3-4 ч.

15. Средства противохимической защиты. Антидоты для фосфорорганических веществ (хлорофос, карбофос), цианидов. Окиси углерода, раздражающих веществ. Порядок их применения.

Средства противохимической защиты обычно делятся на индивидуальные и коллективные.

Средства индивидуальной противохимической защиты предназначены для защиты каждого отдельного человека. Основные требования к ним: обеспечение надежной защиты, сохранение свойств при эксплуатации) и хранении, удобство пользования, доступность исходных материалов и сырья, простота изготовления.К средствам индивидуальной противохимической зашиты относятся различного типа противогазы и средства защиты кожи.

Противогазы. Противогазы служат для защиты органов дыхания, кожи лица и глаз от отравляющих веществ, радиоактивных веществ и бактериальных возбудителей болезней.

В настоящее время имеются два принципиально различных типа противогазов — фильтрующий и изолирующий.

В фильтрующих противогазах зараженный воздух очищается от вредных примесей при прохождении через коробку, снаряженную специальными поглотителями. В изолирующих противогазах обеспечивается полная изоляция органов дыхания,глаз и лица от окружающего зараженного воздуха, а дыхание происходит за счет запаса кислорода, имеющегося в самом противогазе.

Фильтрующий противогаз состоит из трех основных частей: противогазовой коробки, лицевой части и сумки.

Фильтрующий противогаз:

1 — противогазовая коробка; 2 — лицевая часть (шлем); 3 — противогазовая сумка; 4 — шихта (нижний слой — химический поглотитель, верхний— активированный уголь); 5 — противодымный фильтр; 5 —резиновая пробка; 7 — очки; 8 — клапанная коробка; 3 — соединительная трубка; 10 — лямка; 11 — шнур-тесемка.Противогазовые коробки бывают различных типов, однако но устройству они принципиально не отличаются. Коробки обычно изготовляются из черной жести, имеют овальную или круглую форму. Корпус коробки сверху имеет крышку с навинтованной горловиной, в днище — отверстие для входа воздуха. На корпусе и крышке коробки выдавлены зиги, придающие коробке необходимую жесткость. Коробка снаряжается (потоку воздуха) противодымным фильтром и поглотителем — шихтой. Все коробки около 1 —1,2 кг.

Хлорофос. Антидот – Дипироксим. В начальной стадии отравления вводят внутримышечно 1 мл 15% раствора и при необходимости повторяют введение в той же дозе. При тяжелых отравлениях вводят повторно внутримышечно или внутривенно по 1 мл 15% раствора через 1 — 2 ч до общей дозы 3 — 4 мл, а в особо тяжелых случаях — до 7 — 10 мл 15% раствора. Препарат применяют совместно с атропином. Порошок ампулы по 1 мл 15% раствора. Хранение: список Б; в сухом защищенном от света месте

Карбофос. С целью оказания первой помощи необходимо провести промывание желудка 2%-ным раствором пищевой соды (1 ч. л. соды на 1 стакан воды). Для этого нужно выпить 6—10 стаканов раствора соды и вызвать рефлекторную рвоту путем раздражения корня языка надавливанием. Процедуру повторяют 2—3 раза.

После промывания желудка следует выпить 0,5 стакана 2%-ного раствора пищевой соды с до­бавлением активированного угля или солевое слабительное. Затем пострадавшему необходимо вы­пить крепкий чай.

При тяжелых отравлениях и остановке дыхательной деятельности требуется начать реанимацион­ные мероприятия: искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. Необходимо применение препаратов-антидотов фосфорорганических соединений — 1%-ного раствора атропина сульфата.

В случае попадания фосфорорганических соединений на кожу необходимо удалить отравляющее вещество ватой (избегайте втирания в кожу), затем обработать 5—10%-ным раствором нашатырного спирта.

Если фосфорорганическое соединение попало в глаза, то сначала промойте их чистой водой и за­тем закапайте по 2 капли альбуцида.

Цианид. Антидот - Натрия тиосульфат. При отравлениях солями металлов вводят внутривенно по 5 — 10 мл 30% раствора. При отравлениях синильной кислотой и ее солями вводят в вену по 50 мл 30% раствора после введения метгемоглобинобразующих антидотов (метиленовый синий или натрия нитрит). Порошок; ампулы по 5, 10 и 50 мл 30%.

Окись углерода. Антидот – Ацизол.

16. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении.

К психотравмирующим факторам при чрезвычайных ситуациях относятся:

1. воздействие высоких и низких температур

2. ионизирующая радиация

3. чрезмерные физические нагрузки

4. иммобилизация

5. боль

6. действие химических агентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: