Вопрос – 1

Конструктивно машина постоянного тока состоит из неподвижного статора с полюсами и вращающегося ротора (якоря) с коллектором. Статор является источником магннтного поля и механическим остовом машины, якорь- часть машины, в обмотке которой индуцируется э. д. с.

На одном валу с якорем жестко закрепляется коллектор, электрически соединенный с его обмоткой. Коллектор - характерная деталь машины постоянного тока. Его медных пластин касаются неподвижные угольно-графитовые щетки, размещенные в щеткодержателях на траверсе и электрически соединенные с внешней цепью. Во избежание искрения щетки тщательно притираются к коллектору, а их умеренный нажим должен быть отрегулирован.

Статор (индуктор) машины постоянного тока состоит из цилиндрической станины (корпуса), полюсов с обмоткой возбуждения и подшипниковых щитов.

Станина, являющаяся основой неподвижной части машины, отливается или выполняется сварной из стали с боль­шой магнитной проницаемостью, так как играет роль и магнитопровода. На внутренней стороне станины располагаются симметрично полюсы. В машинах малой и средней мощностей к цилиндрической танине с торцов крепятся подшипниковые щиты с подшипниками. В мощных машинах подшипники иногда выносятся на отдельные стояки.

Основные полюсы с током в катушках обмотки создают в машине магнитное поле. Каждый полюс является электромагнитом, состоит из стального сердечника с полюсным нако­нечником (башмаком) и катушечной обмотки из изолированного мед­ного провода. Обмотка основных полюсов составляет обмотку возбуждения машины. Сердечник полюса для уменьшения по­терь на вихревые токи (возникающих в полюсном наконечнике из-за пульсации магнитной индукции при вращении якоря с зубчатой по­верхностью) набирается в виде пакета из листовой электротехнической стали толщиной 0,5-2 мм и стягивается шпильками. Полюсы крепятся к станине болтами или шпильками.

Добавочные полюсы устроены аналогичноно, но их сердечники чаще делаются из литой стали и имеют малую магнитную индукцию. Они устанавливаются симметрично между основными полюсами, содержат обмотку из толстого изолированного провода (включается последовательно с якорем) и предназначаются для устранения искрения щеток.

Якорь (ротор) машины постоянного тока состоит из стального вала, стального сердечника, обмотки и коллектора.

Сердечник якоря представляет собой целиндрический барабан, в продольных наружных пазах которого раз­мещается обмотка якоря. Для уменьшения потерь на вихревые токи (во время работы якорь вращается в постоянном и неподвижном маг­нитном поле статора) сердечник набирается из изолированных штам­пованных листов электротехнической стали толщиной 0,35 или 0,5 мм. Сердечник жестко закрепляется на валу (шпонкой или нажимными шайбами). Для лучшего охлаждения в сердечнике якоря имеются осевые вентиляционные каналы, а в машинах большой мощн ости - и радиальные каналы между пакетами сердечника. В машина х малой и средней мощностей применяется самовентиляция - воздух прогоняется вентилятором, который насаживается на вал якоря, в машинах большой мощности используется независимое охлаждение - от вентилятора с собственным приводом. В сердечниках якоря имеются пазы разнообразной формы: полузарытый грушевидный, и открытый прямоугольный.

Коллектор набирается из клинообразных медных пластин (ламелей), которые изолируются друг от друга миканитом. В прорезь выступа коллекторной пластины впаиваются два конца соседних секций обмотки якоря.

В машинах малой мощности с частотой вращения до 10 тыс. об/мин коллектор может иметь пластмассовый корпус.

Обмотка якоря машины постоянного тока электрически замкнута. Для получения на обмотке якоря эквивалентной вы­прямленной э. д. с., которая является источником постоянного тока для внешней цепи, используются коллектор и щетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: