Утверждено
На заседании кафедры
протокол №
от _________20 г.
г. Байконур
Аннотация
Методические указания предназначены для помощи студентам специальности 160906 в выполнении лабораторной работы по курсу «Основы устройства ЛА».
Лабораторная работа основана на изучении комплекса бортовых приборов, осуществляющих измерения проекций полного ускорения РН, обеспечивающих заданную ориентацию измерителей ускорения, конструкции отдельных элементов автономной системы управления РН. Во время проведения лабораторной работы изучается назначение и виды устройств, принцип работы бортовых приборов летательных аппаратов.
Лабораторная работа позволяет совместно с изучением лекционных материалов изучить принципы работы приборов системы управления на основе лабораторной базы кафедры.
Содержание
Аннотация 2
Содержание 3
Основные обозначения 4
Цель лабораторной работы 5
Введение 6
Гироскопические приборы 7
Акселерометры 10
Датчики и измерительные устройства 15
|
|
Координаторы цели 19
5. Бортовые цифровые вычислители 24
Контрольные вопросы 25
Литература 26
Основные обозначения:
СГ - «свободный» гироскоп
ДУС - датчик угловых скоростей
ГТ - гиротахометр
ИГ - интегрирующий гироскоп
ГСН - головки самонаведения
БЦВК - бортовой вычислительный комплекс
ЛПГС – лазерная пассивная головка самонаведения
Цель лабораторной работы:
Изучить принцип действия приборов бортового комплекса измерительных средств автономной системы управления ЛА, конструкцию отдельных приборов.
Задание:
1. Изучить принцип работы системы управления РН.
2. Объяснить принцип действия приборов бортового комплекса.
Введение
Приступая к выполнению лабораторной работы, студент должен внимательно изучить теорию, изложенную в лекционном материале.
При выполнении работы первоначально надо разобраться в принципе работы системы управления РН, а затем перейти к изучению конструкции бортовых приборов системы управления.
Студент должен уметь разбираться в функциональном назначении приборов, их конструктивных особенностях, преимуществах и недостатках технических решений по их применению.
Лабораторная работа должна помочь студентам специальности 160906 лучше усвоить теоретический курс.
1 ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ
Гироскопические приборы предназначены для измерения параметров углового движения ЛА и угловой стабилизации различных объектов (головок самонаведения, прицелов и т. п.); В основу их принципа действия положено использование свойств быстро вращающегося ротора (собственно гироскопа), имеющего три или две степени свободы.
|
|
На рис. 1.а представлена схема гироскопа с тремя степенями свободы в карданном подвесе. В рамках прецессионной теории движение гироскопа с тремя степенями свободы подчиняется следующему соотношению:
(1)
где w – скорость прецессии гироскопа; åМВ – сумма внешних моментов, приложенных к гироскопу; Н=JzW – кинетический момент; Jz – полярный момент ротора; W – собственная угловая скорость ротора.
Из формулы (1) следует, что если сумма внешних моментов в осях подвеса гироскопа отсутствует, то скорость прецессии w =0. Это означает, что главная ось (вектор Н) гироскопа не меняет своей ориентации в инерциальном пространстве. Следовательно, относительно этого неизменного направления можно измерять угловую ориентацию какого-либо подвижного объекта, например ЛА. Поскольку в реальных конструкциях полностью устранить внешние моменты в осях подвеса гироскопа не удается, то будет наблюдаться его медленный уход (дрейф) от первоначально заданного направления. На практике снижения дрейфа добиваются путем применения маломоментных подвесов и увеличения кинетического момента, прежде всего за счет увеличения собственной угловой скорости ротора [ W =(2...6)·104 1/мин]. Погрешность такого «свободного» (в техническом смысле) гироскопа (СГ) в измерении соответствующего угла будет определяться соотношением , откуда можно найти допустимое время его функционирования как измерителя.
С помощью одного СГ можно одновременно измерять два угла, например углы крена g и тангажа u (см. рис. 1.а), где в качестве датчиков-преобразователей применены обычные потенциометры. Щетки потенциометров 4 и 6 жестко закреплены соответственно на осях внутренней 2 и внешней 3 рамок гироскопа. База 7 потенциометра угла крена закреплена на корпусе прибора, а база 5 потенциометра угла тангажа – на внешней рамке гироскопа. Измерение углов осуществляется следующим образом. При изменении, например, угла крена база потенциометра 7 повернется вместе с ЛА относительно щетки 6, которая останется неподвижной, так как она связана с гироскопом. Разность потенциалов между нулевой (средней) точкой потенциометра и щеткой будет пропорциональна углу крена ЛА. Измерение угла тангажа происходит аналогично. На рис. 1.б показана конструктивная схема такого гироскопа.
Рис. 1 Позиционный гироскоп:
а – принципиальная схема; б – конструктивная схема; 1 – ротор; 2 – внутренняя рамка; 3 – внешняя рамка; 4, 6 – щетки; 5, 7 – базы потенциометров
Для измерения угла рыскания на ЛА должен быть установлен второй гироскоп. На практике, если нет весьма жестких массогабаритных ограничений, то по точностным и конструктивно-технологическим соображениям целесообразно по каждой связанной оси ЛА иметь свой СГ со съемом сигнала измерительной информации с оси внешней рамки.
Особенность СГ состоит в том, что он сохраняет пространственную ориентацию своей главной оси. В случаях, когда необходимо сохранение, например, направления местной вертикали, в гироскопах применяют специальные системы коррекции.
Гироскопы с двумя степенями свободы как непосредственные измерительные устройства применяются преимущественно для измерения угловых скоростей. Такие приборы называют датчиками угловых скоростей (ДУС), гиротахометрами (ГТ), дифференцирующими гироскопами и т.д. В промышленности наибольшее распространение получило наименование ДУС. На рис. 2.а показана схема ДУС. Быстро вращающийся ротор 1 размещен в рамке 2, которая может вращаться вокруг оси z. Вращение рамки вокруг оси z ограничено пружиной 3 и демпфером 5.
Принцип действия ДУС заключается в следующем. При развороте ЛА, например, с постоянной угловой скоростью wy вокруг оси рамки z возникает z гироскопический момент Mг=Hwy, который начнет ее ускоренно поворачивать в направлении совмещения вектора Н с вектором wy по кратчайшему пути. Этому вращению препятствуют моменты Mп=Rпb сил упругости пружины и МД вязкого трения демпфера. После затухания колебаний в установившемся режиме гироскопический момент и момент пружины уравновесятся. и тогда можно записать Hwycosb = Rпb, где Rп – коэффициент жесткости пружины; β – уголповорота рамки. Полагая cos b» 1, что практически всегда обеспечивается, получим , т. е. угол поворота рамки гироскопа пропорционален угловой скорости ЛА вокруг связанной оси ОУ (угловой скорости рыскания).
|
|
Рис. 2 Датчик угловой скорости:
а – принципиальная схема; б – конструктивная схема; 1 – ротор; 2 – рамка; 3 – пружина; 4 – потенциометр; 5 – демпфер
С потенциометра 4 будет поступать напряжение, пропорциональное углу, а следовательно угловой скорости wy. На рис. 2.б показана конструктивная схема ДУС. Для измерения угловых скоростей крена и тангажа необходимо на ЛА установить еще два ДУСа таким образом, чтобы вектор измеряемой угловой скорости был перпендикулярен плоскости рамки гироскопа.
Гироскопом с двумя степенями свободы принципиально можно измерять и углы поворота основания, на котором он установлен. Для этого в конструкции прибора убираются пружины и существенно увеличивается коэффициент демпфирования RД. Тогда при вращении, например ЛА, как и в предыдущем случае в установившемся режиме, гироскопический момент будет уравновешиваться моментом демпфера, т. е. Нwy= RДb, откуда b=Н wy/(RД) и
, где
Таким образом, угол поворота рамки гироскопа, а следовательно, и снимаемое с потенциометра напряжение пропорциональны интегралу от угловой скорости wy или углу рыскания f. Такие гироскопы называют интегрирующими (ИГ). Их обычно выполняют в поплавковом варианте. Схема устройства поплавкового ИГ с двумя степенями свободы показана на рис. 3.
Рис. 3 Поплавковый гироскоп:
|
|
а – принципиальная схема; б – конструктивная схема
1 – ротор; 2 – поплавок; 3 – корпус; 4 – жидкость
Герметичный поплавок 2, в котором находится ротор 1, помещен в герметичный корпус 3. Пространство между поплавком и корпусом заполнено специальной вязкой жидкостью высокой плотности. Объем поплавка и плотность жидкости подбираются такими, чтобы выталкивающая сила равнялась силе тяжести поплавка в сборе. Благодаря этому трение в опорах подвеса поплавка близко к нулю. Демпфирование поплавка обеспечивается силами вязкого трения в зазоре между цилиндрическими поверхностями поплавка и корпуса. Стабильность коэффициента вязкости и плотности жидкости обеспечивается термостатированием. Поплавковые ИГ обладают малым дрейфом, высокой ударной и вибрационной прочностью и надежностью.
Интегрирующие гироскопы для непосредственных измерений углов поворота ЛА применяются крайне редко. Их применяют в качестве чувствительных элементов гиростабилизированных платформ. В настоящее время в ответственных системах управления применяются высокоточные гироскопические устройства с газовыми электростатическими, криогенными и другими типами неконтактных подвесов. Перспективными являются лазерные гироскопы, принцип работы которых существенно обличен от всех перечисленных выше гироскопов.
2 АКСЕЛЕРОМЕТРЫ
Акселерометры (интеграторы) предназначаются для измерения линейных ускорений, и после соответствующего интегрирования скоростей и пройденного пути ЛА. Особенность акселерометра заключается в том, что он определяет не истинное, а кажущееся ускорение. Принципиальная схема акселерометра приведена на рис.4.
Рис. 4 Принципиальная схема акселерометра:
1 – демпфер; 2 – груз; 3 – пружина; 4 – потенциометр; 5, 6 – интеграторы
Под воздействием инерционной силы , действующей на груз 2, происходит сжатие пружины 3 на i и возникает уравновешивающая сила упругости
, (2)
где с - коэффициент пропорциональности.
Тогда
, (3)
и на выходе потенциометра 4 возникает напряжение Ui, пропорциональное , которое поступает на интегратор 5. С интегратора 5 снимается напряжение, пропорциональное скорости полета, а с интегратора 6 – пропорциональное дальности.
Демпфер 1 служит для затухания колебаний груза.
Подобные акселерометры не обеспечивают высокой точности, поэтому часто используют акселерометры с электрической силовой обратной связью (рис. 5). В зависимости от перемещения груза 7 возникают напряжение и ток i на выходе усилителя. После усиления ток
Рис.5 Акселерометр с электрической обратной связью:
1 – демпфер; 2 – усилитель; 3 – входная ось; 4 – направление тока; 5 – резистор; 6 – обмотка; 7 – груз
Рис. 6 Маятниковый акселерометр:
1 – ось поплавка; 2 – ось груза; 3- груз; 4 – входная ось; 5 – датчик сигналов; 6 – датчик моментов
подается на обмотку соленоида для противодействия перемещению груза 7. Ток в обмотках соответствует измеряемому ускорению. Измерив напряжение на резисторе 5, можно сделать вывод о значении ускорения.
В некоторых инерциальных системах управления используют маятниковые акселерометры (рис. 6), созданные на базе поплавкового гироскопа. Роль груза выполняет маятник 3. Принцип работы прибора состоит в следующем. При действии ускорения вдоль входной оси 4 возникает момент относительно оси 1, в результате чего поплавок поворачивается, и на датчике сигналов 5 появляется напряжение, пропорциональное углу отклонения маятника, которое усиливается и подается в датчик моментов 6, где создается момент для обеспечения равновесия маятника. Таким образом, значение тока соответствует измеряемому ускорению вдоль входной оси. Применение поплавка практически исключает влияние трения в опорах на точность измерения.
Для измерения ускорений по трем осям координат необходима установка трех акселерометров.
3 ДАТЧИКИ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
На ЛА при их экспериментальной обработке применяются различные датчики и измерительные устройства.
В некоторых системах управления требуется обеспечить срабатывание различного оборудования после некоторой задержки подачи входного сигнала. Это реализуется использованием электронного реле времени с задержкой от миллисекунд до десятков секунд (рис. 7). Сущность работы реле времени состоит в следующем. При подаче входного сигнала в зависимости от величины t=RС, определяющей время срабатывания ПУ, замыкаются контакты коммутатора K, в результате запитывается электрическая цепь оборудования.
Широкое применение при измерении линейных и угловых перемещений получили потенциометрические датчики, которые могут работать на переменном и постоянном токе.Конструктивно такие датчики выполняются в
Рис.7 Схема реле времени:
ПУ – пороговое устройство; БП – блок питания; К – коммутатор; R –резистор; С– конденсатор
Рис..8. Тензодатчик:
а – схема; б – характеристика; 1–проволока; 2 – бумага
виде каркаса из керамики, пластмассы, гетинакса и др., на который намотана проволока из сплавов золота, меди, палладия и др.
По этому каркасу перемещается движок-щетка, связанный с чувствительными элементами, в результате чего изменяется напряжение на щетке. Для изготовления движков обычно используют платиноиридиевый сплав, сплав палладия с серебром или платиной. Благородные металлы применяются для обеспечения надежного контакта движка и проволоки при малых усилиях, что особенно важно в гироскопических системах.
При экспериментальной отработке конструкции ЛА используются тензодатчики (рис. 8, а), предназначенные для измерения деформаций и усилий, конструктивно представляющие собой тонкую (20 – 60 мкм) проволоку 1 в виде лесенки, оклеенной с двух сторон бумагой 2.
Тензодатчик приклеивается к поверхности детали, деформацию которой предстоит измерить при ее нагружении. Проволока при измерении работает только на растяжение и сжатие, при этом за счет изменения характеристик проволоки изменяется сопротивление тензодатчика. Проволока изготовляется из константана, нихрома или из сплава элинвар и имеет сопротивление от 100 до 1000 Ом. Чувствительность тензодатчика К определяется зависимостью:
, (4)
где l и S,соответственно, длина и площадь сечения проволоки.
Для малых удлинений К – величина постоянная (см. рис. 8.б). Так как DR/R обычно меньше 1%, то измерения проводятся на схемах с высокой чувствительностью. Кроме того, тензодатчики имеют большую температурную погрешность, для компенсации которой обычно используют два одинаковых датчика: один устанавливается на измеряемой поверхности, другой – на детали, не подвергающейся деформации, но при одной температуре.
При измерении малых перемещений (десятые доли микрометра), вибраций, частоты, уровня жидких компонентов топлива применяются емкостные датчики, основой которых является конденсатор, изменяющий свою емкость при измерениях. Конструктивно эти датчики выполняются с изменяющейся диэлектрической проницаемостью среды между пластинами, с изменяющимися площадями пластин и изменяющимися расстояниями между пластинами. Эти датчики обладают высокой чувствительностью, малыми массой и габаритными размерами, в то же время их существенный недостаток – подверженность влиянию электрических полей.
Для измерения высоты полета ЛА используются барометрические анероидные датчики, радио и лазерные высотомеры.
Первые приборы измеряют абсолютную высоту над уровнем моря. Измеряется атмосферное давление и с использованием уравнений стандартной атмосферы определяется высота относительно условного начального уровня.
Вторые приборы измеряют местную высоту и работают на импульсом и непрерывном излучении.
Импульсный радиовысотомер 1 (рис. 9.а) посылает к поверхности Земли или моря импульс А1. Отраженный сигнал А2 поступает в приемник 2. После измерения времени t между посылкой импульса и принятым сигналом вычисляется высота.
Рис. 9. Схема:
а – объясняющая принцип работы радиовысотомера; б – к пояснению работы приемника воздушного давления; 1 – радиовысотомер; 2 – приемник.
Рис. 10. Схема работы датчика на эффекте Доплера.
Лазерные высотомеры непрерывного излучения могут давать более высокую точность измерения, чем радиовысотомеры. Однако их работа существенно зависит от состояния атмосферы, ее прозрачности для лазерного луча.
Для измерения скоростного напора rV2/2 применяются датчики в виде трубки, выдвигаемой в невозмущенный воздушный поток. Так как вектор V складывается из двух векторов – Vв, – показание датчика без учета ветра и W – скорости ветра, то необходим соответствующий пересчет по климатической карте на всей траектории полета ЛА (рис. 9.б). Это существенно для малоскоростных ЛА. При сверхзвуковом полете поправку не учитывают.
Для измерения скорости полета ЛА и минимального расстояния между ним и некоторым объектом применяются датчики, работающие на эффекте Доплера. В положении I (рис. 10) с ЛА передается радиолуч частотой f0 на объект А, в положении II на ЛА принимается радиолуч частотой f1. Прибор выделяет доплеровскую частоту:
(5)
пропорционально которой на выходе вырабатывается напряжение, по значению которого можно судить о скорости ЛА. При прохождении ЛА на минимальном расстоянии от объекта fD =0.
4 КООРДИНАТОРЫ ЦЕЛИ
Координаторы цели – головки самонаведения (ГСН) – предназначены для определения положения цели относительно ЛА и выработки необходимых сигналов управления. ГСН могут работать только при наличии контраста цели с окружающей ее средой и подразделяются на радиолокационные, инфракрасные, оптические, лазерные и акустические.
Радиолокационные ГСН работают в основном в сантиметровом диапазоне волн. Для повышения разрешающей способности ГСН могут использоваться миллиметровые радиоволны, так как разрешающая способность антенны пропорциональна D/l (D – диаметр антенны, l – длина волны). Так, при D =300 мм ГСН выделяет два объекта на дальности 5 км: при l =3 см – на расстоянии 1 км друг от друга, при l =8 мм – 250 м.
Наиболее сложны по устройству радиолокационные ГСН активного типа, которые могут быть импульсного (с длительностью импульса от десятых долей микросекунды до нескольких микросекунд) и непрерывного излучения.
Рис. 11 Схема координатора активного типа:
1 – передатчик; 2 – антенный коммутатор; 3 – антенна; 4 – приемник; 5 – двигатель; 6 – генератор опорных напряжений; 7 – усилитель; 8 – фазовый детектор
Рис. 12 Конструктивная схема радиолокационной ГСН:
1 – волновод; 2 – зеркало антенны; 3 – двигатель; 4 – карданный подвес
В импульсных ГСН (рис. 11) передатчик 1 через антенный коммутатор 2 посылает радиоимпульсы антенны 3, на которую поступает и отраженный от цели сигнал. На время приема антенный коммутатор перекрывает канал передатчика, так как его мощный сигнал может вывести из строя приемник, рассчитанный на относительно слабые отраженные сигналы. При захвате ГСН цели ось рефлектора антенны в общем случае не направлена на цель, т.е. появляется угол рассогласования. Привод антенны поворачивает ее так, чтобы ось рефлектора была постоянно направлена на цель. Так как антенна подвешена на гиростабилизированной платформе (рис. 12), то система управления измеряет угол между осью корпуса ЛА и осью рефлектора или скорость изменения этого угла. В зависимости от метода наведения вырабатываются сигналы управления Uy (Uz), подаваемые на приводы рулей. Генератор опорных напряжений 6 (см. рис. 11) вращается от того же двигателя, что и рефлектор антенны, тем самым обеспечивается определенная помехозащищенность ГСН.
Координаторы непрерывного излучения работают на основе эффекта Доплера.
В ГСН полуактивного и пассивного типов отсутствуют передатчик и коммутатор. При одних и тех же параметрах системы управления дальность действия полуактивных ГСН может повышать дальность действия координаторов активного типа в несколько раз за счет того, что применяется мощная радиолокационная станция для облучения цели на командном пункте или носителе.
Основное достоинство радиолокационных координаторов – независимость работы от погодных условий, недостаток – подверженность радиопомехам, создаваемыми противником.
Инфракрасные (тепловые) координаторы воспринимают энергию излучения в виде инфракрасных лучей (с длиной волны несколько микрон) от нагретых частей цели.
Основным элементом теплового координатора является инфракрасный детектор, действие которого основано на фотопроводимости в инфракрасных лучах (рис. 13.а). При облучении полупроводника 1 инфракрасными лучами 2 уменьшается его сопротивление, которое в начальный момент составляет свыше 106 Ом, и в соответствии с интенсивностью облучения будет изменяться сила тока.
Рис. 13 Тепловой координатор
а – схема полупроводникового фотосопротивления; б – вариант модулирующего диска; 1 – полупроводник; 2 – инфракрасные лучи; 3 – изображение цели; 4 – поле зрения координатора; I и II – внешний и внутренний пояса диска
Материал для фотосопротивления подбирается в зависимости от длины волны излучения цели. Так, сульфид свинца реагирует на излучение с l» 3 мкм, теллур свинца l» 4,5 мкм, селенит свинца – l»6 мкм, антимонид индия l» – 7,0 мкм, германий – l» 100 мкм. Для повышения чувствительности и расширения спектра длин волн эти материалы могут охлаждаться.
Особые требования предъявляются к обтекателям тепловых координаторов. Они должны быть сферической формы, обладать высокой прозрачностью по отношению к инфракрасным лучам и достаточной прочностью и теплостойкостью. Обычно эти обтекатели изготавливают из кварца, кристаллической окиси магния, фторида бария.
Между фотосопротивлением и обтекателем устанавливаются моделирующие диски, позволяющие автоматически определять значение и знак отклонения цели от оптической оси координатора, установленного на гиростабилизированной платформе. На рис. 13.б показано устройство одного из вариантов моделирующего диска, на котором нанесены два пояса с различной прозрачностью, обеспечиваемой соответствующим сочетанием светлых и темных участков. Между поясами расположена оптическая ось координатора. Диск вращается с постоянной скоростью электродвигателем. При попадании пятна изображения цели 3 на пояс 1 поток излучения будет прерываться с частотой f 1, соответствующей числу прозрачных участков (цель находится выше оси координатора). Если пятно цели попадает на пояс II, то моделируется другая частота f 2 (цель находится ниже оси координатора), при попадании пятна на разделяющее кольцо модуляция отсутствует (цель находится на оси координатора).
Таким образом, в соответствии с модулированным сигналом вырабатывается команда, подаваемая на органы управления для осуществления заданного метода наведения. Описанное устройство диска – простейшее, так как обеспечивает распознавание только знака угла рассогласования. Для более Полной информации применяют комбинации из двух подобных дисков или с другой комбинацией прозрачных и непрозрачных участков.
Рис. 14 Устройство теплового координатора ЛА «Сайдуиндер»:
1 – обтекатель; 2 – фотосопротивление; 3 – зеркало; 4 – модулирующие диски
На рис. 14 показано устройство оптического координатора ЛА «Сайдуиндер», имеющего угол обзора несколько градусов. Разрешающая способность тепловых координаторов очень высока. Так, при l =2 мкм координатор с зеркалом диаметром 7,5 см различает отдельные двигатели на самолете на расстоянии 8 км.
В тоже время «тепловые» координаторы могут применяться на ЛА преимущественно при наведении их в заднюю полусферу целей и при хороших метеоусловиях.
Лазерные координаторы цели по своему устройству аналогичны тепловым координаторам, но обладают большей избирательностью по цели в связи с малой расходимостью (0,3...0,4') луча лазера. На рис. 15 показана ЛПГС, артиллерийского управляемого снаряда.
Акустические координаторы работают на основе использования звукового контраста цели на окружающем фоне. Для определения угла рассогласования между осью координатора и целью используются два микрофона, расположенные на одинаковом расстоянии от оси. Если ось точно направлена на цель, то звуковые колебания от цели приходят одновременно и отсутствует сигнал управления. При некотором угле рассогласования имеет место разность прихода звуковых волн к микрофонам. Эти звуковые колебания усиливаются, поступают на фазовый детектор, в котором вырабатываются сигналы управления. Для измерения углов рассогласования в двух плоскостях на координаторе устанавливают две пары микрофонов.
Рис. 15 ЛПГС артиллерийского управляемого снаряда.
1 -каркас; 2 -основание карданного подвеса; 3 -катушка коррекции 4 -поводок; 5 -спирапьная пружина; 6 -обойма; 7 -электронный блок; 8 -поршень; 9 -возвратная пружина; 10 -шарик; 11 -шток; 12 -пиропатрон; 13 - основание; 14 -винт; 15- разъем; 16 -корпус; 17 -резьем; 18 -накидная гайка; 19 -корпус гироскопа, 20 - подшипник 184083; 21 -наружная рамка; 22 -ножевой контакт; 23 - подшипник 7000807, 24 -ФПУ; 25 - стекло; 26 - объектив; 27 - обтекатель; 28 - фильтр; 29 - внутренняя рамка; 30 -патрубок; 31 - прокладки; 32 - ротор.
5 БОРТОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Бортовые цифровые вычислительные комплексы (БЦВК) нашли широкое применение на ЛА в системах управления движением центра масс, в контуре автопилота для решения задач стабилизации полета, а также для контроля работоспособности различной аппаратуры, обработки научной информации и передачи ее на Землю. В состав БЦВК входят различные бортовые вычислительные машины (БЦВМ).
При движении ЛА информация о параметрах полета (углах в пространстве, скорости, перегрузке, температуре и других величинах), получаемая от различных датчиков (гироскопов, акселерометров и др.), поступает в виде электрических сигналов на преобразователь «напряжение – код» и далее в виде кода в БЦВМ. Полученные в результате сравнения коды метода наведения с измеренными управляющими сигналами в БЦВМ преобразуются в напряжения, которые подаются на исполнительные устройства.
БЦВМ могут решать задачи управления с высокой точностью и быстротой (свыше 1 млн. операций в секунду), обладают сравнительно небольшой массой (10...25 кг) и работают от источников питания мощностью 50...200 Вт.
Контрольные вопросы
1. Принцип работы системы управления.
2. Схема гироскопа с тремя степенями свободы.
3. Принцип действия гироскопа с тремя степенями свободы.
4. Гироскопы для измерения угловых скоростей.
5. Принцип действия гироскопа для измерения угловой скорости.
6. Интегрирующий гироскоп.
7. Принципиальная схема интегратора.
8. Потенциометрический датчик.
9. Емкостной датчик.
10. Приборы для измерения высоты полета.
11. Датчики, работающие на эффекте Доплера.
12. Радиолокационные ГСН активного типа.
13. ГСН непрерывного излучения.
14. Инфракрасный тепловой координатор.
15. Обтекатели тепловых координаторов.
16. Лазерные и акустические координаторы.
17. Лазерная пассивная головка самонаведения.
Список литературы
1. Алифанов О.М., Панкратов Б.М., Хохулин В.С.. Летательные аппараты.- МАИ,1986 г., 264 стр..
2. Ракеты-носители. Под общей ред. Осипова С.О. – М.: Воениздат, 1981 г., 315стр..
3. Пенцак И.Н. Теория полета и конструкция баллистических ракет. - М.: Машиностроение, 1974 г., 343 стр..
4. Феодосьев В.И. Основы техники ракетного полета. – М.: Наука, 1979 г.,
494 стр..
Бельский В.Л., Власов И.П., Зайцев В.Н., Канн С.Н., Карножицкий В.П., Коц В.М., Липовский Д.Е.. Конструкция летательных аппаратов. – М.:Оборонгиз, 1963 г. 709 стр..