Глава 3. Метод аудирования речи. Индивидуальный профиль аудитора

(слушателя)

Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и яв­ляется самым частым по использованию, до 45 % общего времени. Аудиро­вание может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степени знаком­ства с языковой системой, формой представления речевой информации, занимательности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индиви­дуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких важных для аудирования качеств, как свойств внимания и памяти. Экспери­ментально было подсчитано, что до 70–80 % информации может быть по­теряно, если эти глобальные факторы не будут учтены при организации приема речевой информации.

Хороший слух, интерес к теме обсуждения, хорошее знание языковых особенностей воспринимаемой речи, отсутствие внешних помех, правильная организация речи со стороны говорящего (например, оптимальный темп, четкая артикуляция, логическое построение и выразительность речи), необходимая устойчивость внимания, достаточный объем оперативной памяти, функциональные параметры нервной системы, лич­ностные особенности реципиента, типа интровертированности – все эти показатели улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации. С целью определения индивидуальных особенностей аудирования исполь­зуется метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализи­ровать свои собственные недостатки. Для этого испытуемые отвечают на воп­росы, касающиеся различных аспектов аудирования, и отмечают графически их положение по осям.

Рис. 1. Построение профиля слушателя

На оси абсцисс перечисляются номера вопросов, на оси ординат — ответы на них по развернутой шкале от + 3 до -3 баллов, со­ответствующей степени оценки: +3 — характерно для меня, +2 — достаточ­но характерно для меня, +1 — иногда проявляется, -3 — никогда не может быть, -2 — обычно не бывает, -1 — почти никогда не бывает, 0 — не знаю. В идеальных вариантах график приобретает следующий вид (рис. Х):

Список вопросов к аудитору:

1. Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?

2. Не делаю ли я вид, что я слушаю?

3. Не слушаю ли я просто из вежливости?

4. Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно?

5. Слушаю ли я, если слушать мне надоело?

6. Часто ли я перебиваю собеседника?

7. Может быть, я не слушаю, а обдумываю свой ответ?

8. Не делаю ли я поспешных выводов?

9. Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?
10. Занимаю ли я негативную позицию к говорящему?

Соотнесение собственного графического профиля с идеальным позволя­ет аудитору (слушателю, читателю) определить недостатки в собственном аудировании. Первые 5 вопросов оценива­ют главное качество аудирования – внимание и целенаправленность восприятия речи. Если испытуемый регуляр­но показывает пониженные результаты, можно предположить, что именно в особенностях внимания и восприятия надо искать причины недостаточно успешного аудиро­вания. Вопросы 6, 7, 8 связаны с такими качествами аудитора, как его нетер­пеливость, желание проявить свое «Я». Вопрос 9 связан с оценкой свойств памяти аудитора. Ответ на вопрос 10 соотносится с эмоциональной устойчивостью аудито­ра, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных восприятия. При анализе личностных качеств аудитора же­лательно использовать также и объективные критерии, типа ответов на контрольные вопросы, пересказа услышанного, пе­речисления основных фактов сообщения и т.п., т.е. те критерии, которые приняты в психологической диагностике при оценке речевой деятельности.

Контрольные вопросы

Что представляет собой процесс аудирования?

Чем можно объяснить низкую эффективность аудирования?

Каковы объективные критерии оценки аудирования?

Глава 4. Оценка качественных характеристик речи говорящего с помощью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: