Программа по литературе под редакцией Кутузова А.Г

Данный курс предполагает изучение выдающихся по своему значению и доступных учащимся произведений русской классики, а также отдельных шедевров зарубежной литературы (что важно – без сокращения), способствующих воспитанию духовно развитой личности, формированию у учащихся гуманистического мировоззрения, духовно-нравственного самосознания, чувства патриотизма.

Содержание учебного комплекта, в целом, отвечает требованиям учебных программ и государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, способствует формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.

В названном пособии содержание и структура строится на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся, что способствует саморазвитию личности ученика современной школы.

В пособиях для каждого класса выделяется ведущая теоретико-литературная проблема. Материал выстроен и направлен на усвоение стержневого понятия:

5 кл. – Фольклор и литература.

6 кл. – Миф – фольклор – литература.

7 кл. – Рассматривается проблема героя литературного произведения.

8 кл. – Изучается литературная традиция.

9 кл. – Особенности восприятия созданных автором литературных образов.

10-11 кл. – Историко-функциональное изучение возникших явлений отечественной и зарубежной литературы.

Схематично модель образования, предлагаемой в данной программе можно представить в виде таблицы, которая приводится в пояснительной записке к программе.

Класс Содержание образования Учебная цель Структурный принцип программы Эстетическая проблема
  Переходный Обучение эстетическому анализу Жанрово-родовой Фольклор и литература
  Литература как искусство слова   Роды и жанры. Слово в тексте Миф – фольклор – литература: условность, автор Герой – характер, образ.
 
      Литературный процесс Литература и традиции
    Интерпретация текста Интегральный курс Автор – образ – читатель
  Дифференцированный курс Историко-функциональное изучение литературы Историко-литературный Время – писатель – произведений
  Художественный мир писателя      

В учебных пособиях тексты представлены сжато, конкретно, научно, доступно.

К указанному комплекту имеются методические рекомендации по выстраиванию уроков литературы в 5-9 классах; основные произведения, обозначенные в учебных программах и государственном стандарте для чтения и изучения, в комплекте представлены в нужном объеме. Раздел «Теория литературы» способствует расширению и углублению знаний учащихся по теории литературы.

Содержание комплекта направлено не только на анализ текста, но, главным образом, на формирование гражданина своего Отечества, гуманистического мировоззрения. Данный комплект учебного пособия способствует рассмотрению литературы в единстве содержания и формы, выполнению требований учебных программ; новое изучается на основе традиций, что способствует целостному и системному усвоению материала; удачно продуманы задания творческого характера («Проба пера»). Широко представлена зарубежная литература, дан синтез культур.

Учебно-методический комплект А.Г. Кутузова поможет учителю подготовить выпускников школы к ЕГЭ по литературе, так как в комплекте предусмотрены задания литературоведческого характера, кроме того, задания составлены таким образом, что способствуют выработке коммуникативных умений, ключевых компетенций. Следует отметить и то, что более 60% заданий имеют творческий характер, что способствует развитию устной и письменной речи учащихся, начиная с 5 класса школьники приобщаются к написанию эссе, рецензии, очерка, сочинения-рассуждения; задания способствуют выработке как монологической, так и диалогической речи, нацелены на освоение речеведческих навыков.

Данный комплект включает учебники для гуманитарного профиля. Учебно-методический комплект для 10-11 классов учебных заведений гуманитарного профиля создан на основе оригинальной авторской программы для 10-11 классов гуманитарного профиля, одобренной Федеральным экспертным советом и рекомендованной Министерством образования РФ.

Каждый раздел учебника состоит из трех частей: информационной (содержит минимум необходимых сведений о писателе, эпохе, творческой истории создания произведения); собственно обучающей, или учебной (включает в себя один из возможных вариантов интерпретации ключевой проблемы произведения); экспериментально-творческой (содержит материалы, планы, вопросы, задания для самостоятельной читательской работы).

Методический аппарат учебника ориентирован на формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся.

Указанный комплект способствует установлению связи с другими науками: историей, философией, естествознанием, отсылает учащихся к источнику знаний, таким образом подводит их к саморазвитию и самообразованию.

Исходя из концепции этой программы, литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как эстетическое преображение реальности. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в поурочном планировании делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику.

Предусмотрено специальное время на развитие устной и письменной речи, для чего используются: система коммуникативно-творческих работ типа «Творческое задание», «Творческий практикум», «Самостоятельный анализ выбранного произведения, эпизода»; система нетрадиционных уроков.

В программе под редакцией А.Г.Кутузова осуществляется принцип преемственности развивающего обучения между начальным и средним звеном. Авторы разработали систему уроков по развитию речи, объяснив свое видение этих уроков.

В пояснительной записке к программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова написано: “В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности…”.В программе нет традиционного раздела “Развитие связной речи учащихся”. Рассматривая литературные образования как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составители настоящей программы предлагают СИСТЕМУ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, обозначенных как “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”, “Творческое задание”, “Самостоятельный анализ выбранного произведения”, ежегодная “Итоговая читательская конференция” и т. д.[1].

А.Г.Кутузов и его коллектив нашли интересные формы творческих уроков, подсказав учителю пути решения следующих проблем:

– что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием;
– как сделать, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей.

Уже в 5 классе, изучая теоретический материал по литературе, читая и анализируя художественные произведения, учащиеся расширяют свой литературный кругозор, развивают эстетический вкус, выступая при этом в роли читателя.

Одной из интересных форм развития творческих способностей учащихся я считаю творческие задания из раздела “Проба пера”. Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию “автора” и одновременно “критика”, т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников.

Есть еще одна привлекательная особенность данной программы: учащимся предоставляется право выбора при выполнении задания. Ученик может попробовать себя в том виде задания, который ему ближе, понятнее, интереснее.

В 5-6 классах по программе под редакцией А.Г.Кутузова много времени уделяется жанровому многообразию художественных произведений. И в этом разделе предлагаются следующие задания: создать самостоятельно произведения в определенном жанре – написать сказку, басню, повесть и т.д. Чем интересно и полезно подобное задание? Во-первых, учащиеся претворяет в жизнь полученные теоретические знания, как бы “обживают” этот вид произведения; во-вторых, они пробуют свои силы в роли автора; в-третьих, развивают свои творческие способности.

На творческих уроках ученик может побывать не только в роли читателя, но и автора. А может стать и критиком. Об этой позиции хочется сказать отдельно.

Рецензируя произведения, созданные одноклассниками, готовя отзыв о них, ученик должен понимать (а учителю нужно к этому подвести ученика), что критика ради критики ничего не стоит. В учебниках “В мире литературы”, особенно за 7-11 классы, приводятся высказывания великих критиков о том или ином художественном произведении. И на этих примерах можно показать суть литературной критики: используя теоретические знания по литературе, можно судить о достоинствах и недостатках произведения, но судить доказательно и благожелательно.

Проводя уроки в системе, мы постепенно должны поднимать их уровень сложности, делая творческие задания не только интересными, но и выполнимыми для всех учащихся.

Всегда были актуальными вопросы воспитания творческой личности через развитие способностей. Я считаю, что уроки творчества помогут сделать обучение на уроках литературы развивающим, ориентированным на каждую личность.

Литература

1. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы./ Составитель Т.А. Калганова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: