Данный курс предполагает изучение выдающихся по своему значению и доступных учащимся произведений русской классики, а также отдельных шедевров зарубежной литературы (что важно – без сокращения), способствующих воспитанию духовно развитой личности, формированию у учащихся гуманистического мировоззрения, духовно-нравственного самосознания, чувства патриотизма.
Содержание учебного комплекта, в целом, отвечает требованиям учебных программ и государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, способствует формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.
В названном пособии содержание и структура строится на концепции литературного образования, основанной на творческой деятельности учащихся, что способствует саморазвитию личности ученика современной школы.
В пособиях для каждого класса выделяется ведущая теоретико-литературная проблема. Материал выстроен и направлен на усвоение стержневого понятия:
|
|
5 кл. – Фольклор и литература.
6 кл. – Миф – фольклор – литература.
7 кл. – Рассматривается проблема героя литературного произведения.
8 кл. – Изучается литературная традиция.
9 кл. – Особенности восприятия созданных автором литературных образов.
10-11 кл. – Историко-функциональное изучение возникших явлений отечественной и зарубежной литературы.
Схематично модель образования, предлагаемой в данной программе можно представить в виде таблицы, которая приводится в пояснительной записке к программе.
Класс | Содержание образования | Учебная цель | Структурный принцип программы | Эстетическая проблема |
Переходный | Обучение эстетическому анализу | Жанрово-родовой | Фольклор и литература | |
Литература как искусство слова | Роды и жанры. Слово в тексте | Миф – фольклор – литература: условность, автор Герой – характер, образ. | ||
Литературный процесс | Литература и традиции | |||
Интерпретация текста | Интегральный курс | Автор – образ – читатель | ||
Дифференцированный курс | Историко-функциональное изучение литературы | Историко-литературный | Время – писатель – произведений | |
Художественный мир писателя |
В учебных пособиях тексты представлены сжато, конкретно, научно, доступно.
К указанному комплекту имеются методические рекомендации по выстраиванию уроков литературы в 5-9 классах; основные произведения, обозначенные в учебных программах и государственном стандарте для чтения и изучения, в комплекте представлены в нужном объеме. Раздел «Теория литературы» способствует расширению и углублению знаний учащихся по теории литературы.
|
|
Содержание комплекта направлено не только на анализ текста, но, главным образом, на формирование гражданина своего Отечества, гуманистического мировоззрения. Данный комплект учебного пособия способствует рассмотрению литературы в единстве содержания и формы, выполнению требований учебных программ; новое изучается на основе традиций, что способствует целостному и системному усвоению материала; удачно продуманы задания творческого характера («Проба пера»). Широко представлена зарубежная литература, дан синтез культур.
Учебно-методический комплект А.Г. Кутузова поможет учителю подготовить выпускников школы к ЕГЭ по литературе, так как в комплекте предусмотрены задания литературоведческого характера, кроме того, задания составлены таким образом, что способствуют выработке коммуникативных умений, ключевых компетенций. Следует отметить и то, что более 60% заданий имеют творческий характер, что способствует развитию устной и письменной речи учащихся, начиная с 5 класса школьники приобщаются к написанию эссе, рецензии, очерка, сочинения-рассуждения; задания способствуют выработке как монологической, так и диалогической речи, нацелены на освоение речеведческих навыков.
Данный комплект включает учебники для гуманитарного профиля. Учебно-методический комплект для 10-11 классов учебных заведений гуманитарного профиля создан на основе оригинальной авторской программы для 10-11 классов гуманитарного профиля, одобренной Федеральным экспертным советом и рекомендованной Министерством образования РФ.
Каждый раздел учебника состоит из трех частей: информационной (содержит минимум необходимых сведений о писателе, эпохе, творческой истории создания произведения); собственно обучающей, или учебной (включает в себя один из возможных вариантов интерпретации ключевой проблемы произведения); экспериментально-творческой (содержит материалы, планы, вопросы, задания для самостоятельной читательской работы).
Методический аппарат учебника ориентирован на формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся.
Указанный комплект способствует установлению связи с другими науками: историей, философией, естествознанием, отсылает учащихся к источнику знаний, таким образом подводит их к саморазвитию и самообразованию.
Исходя из концепции этой программы, литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как эстетическое преображение реальности. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в поурочном планировании делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику.
Предусмотрено специальное время на развитие устной и письменной речи, для чего используются: система коммуникативно-творческих работ типа «Творческое задание», «Творческий практикум», «Самостоятельный анализ выбранного произведения, эпизода»; система нетрадиционных уроков.
В программе под редакцией А.Г.Кутузова осуществляется принцип преемственности развивающего обучения между начальным и средним звеном. Авторы разработали систему уроков по развитию речи, объяснив свое видение этих уроков.
В пояснительной записке к программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова написано: “В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности…”.В программе нет традиционного раздела “Развитие связной речи учащихся”. Рассматривая литературные образования как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составители настоящей программы предлагают СИСТЕМУ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, обозначенных как “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”, “Творческое задание”, “Самостоятельный анализ выбранного произведения”, ежегодная “Итоговая читательская конференция” и т. д.[1].
|
|
А.Г.Кутузов и его коллектив нашли интересные формы творческих уроков, подсказав учителю пути решения следующих проблем:
– что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием;
– как сделать, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей.
Уже в 5 классе, изучая теоретический материал по литературе, читая и анализируя художественные произведения, учащиеся расширяют свой литературный кругозор, развивают эстетический вкус, выступая при этом в роли читателя.
Одной из интересных форм развития творческих способностей учащихся я считаю творческие задания из раздела “Проба пера”. Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию “автора” и одновременно “критика”, т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников.
Есть еще одна привлекательная особенность данной программы: учащимся предоставляется право выбора при выполнении задания. Ученик может попробовать себя в том виде задания, который ему ближе, понятнее, интереснее.
В 5-6 классах по программе под редакцией А.Г.Кутузова много времени уделяется жанровому многообразию художественных произведений. И в этом разделе предлагаются следующие задания: создать самостоятельно произведения в определенном жанре – написать сказку, басню, повесть и т.д. Чем интересно и полезно подобное задание? Во-первых, учащиеся претворяет в жизнь полученные теоретические знания, как бы “обживают” этот вид произведения; во-вторых, они пробуют свои силы в роли автора; в-третьих, развивают свои творческие способности.
|
|
На творческих уроках ученик может побывать не только в роли читателя, но и автора. А может стать и критиком. Об этой позиции хочется сказать отдельно.
Рецензируя произведения, созданные одноклассниками, готовя отзыв о них, ученик должен понимать (а учителю нужно к этому подвести ученика), что критика ради критики ничего не стоит. В учебниках “В мире литературы”, особенно за 7-11 классы, приводятся высказывания великих критиков о том или ином художественном произведении. И на этих примерах можно показать суть литературной критики: используя теоретические знания по литературе, можно судить о достоинствах и недостатках произведения, но судить доказательно и благожелательно.
Проводя уроки в системе, мы постепенно должны поднимать их уровень сложности, делая творческие задания не только интересными, но и выполнимыми для всех учащихся.
Всегда были актуальными вопросы воспитания творческой личности через развитие способностей. Я считаю, что уроки творчества помогут сделать обучение на уроках литературы развивающим, ориентированным на каждую личность.
Литература
1. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы./ Составитель Т.А. Калганова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.