Развитие профориентации в странах с высокой психологической культурой

Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выде­лить следующие этапы развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе (по И.В.Михайлову): в 1920-е гг. ак­цент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработи­ца); в 1940—1950 гг. — определение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 1970-х гг. преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности самостоятельно делать выбор». Интерес­но, что уже в 1960—1970 гг. в рамках «борьбы с тестоманией» стали даже появляться специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «правильнее» отвечать на воп­росы тестов и в итоге более выгодно представать перед работода­телями.

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологи­ческой культурой «процветает тестирование» (в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные проф-консультации).

Анализируя американскую профориентацию и «психологию карьеры», Ю.В.Укке отмечает, что если уже к концу 1970-х гг. на теоретическом уровне давно наметился отход от массированной психодиагностики, то на практике в основном все продолжают заниматься тестированием учащихся.

Правда, уже в последние годы даже в странах с развитыми психологическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появле­нием каких-то новых достоверных тестов, сколько убеждением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты — настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциаль­ным клиентам и заказчикам. В этой связи А. Г. Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в науч­ном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с "классическими" методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Даже новые компьютерные тесты, об-


ладающие массой объективных достоинств (например, гибкими воз­можностями настройки на конкретного испытуемого — свойствами так называемого "адаптивного тестирования"), с трудом пробива­ют себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с "классическими" методиками. Неслучайно многие образцы совре­менных компьютерных тестов являются не более, чем компьютер­ными версиями существовавших до них буклетных или "карандаш-но-бумажных" методик» (Шмелев А. Г. и др., 1996, с. 56)1.

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, на­чальнику или заказчику, чем переубеждать его. Тем более что тесты все-таки позволяют решать ряд задач: при грамотном ис­пользовании они могут дать определенную информацию о клиен­те, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на са­мопознание и т. п.

И все-таки авторитетные психологи часто высказывают сомне­ния в отношении тестов. Например, В.П.Зинченко отмечает: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» (Зинченко В. П., 1995, с. 15).

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентацион-ных тестов хотя бы для того, чтобы не осложнять себе жизнь в бесполезных выяснениях отношений с клиентами и начальника­ми и больше времени, талантов и сил уделять творческому подхо­ду к своей работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: