Задания к семинарским занятиям по дисциплине «Психолингвистика»

3 КУРСПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050715 – ЛОГОПЕДИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Практическое занятие 1. Тема: Проблемы филогенеза языка (2 часа).

Вопросы:

1. Понятие «филогенез». Проблемы происхождения языка.

2. Характеристика теории звукоподражания.

2. Трудовая теория происхождения языка. Ее характеристика.

3. Жестовая теория происхождения языка. Ее характеристика.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Сделайте конспект работы Н.И. Жинкина Речь как проводник информации. – М., 1982.

Задание 2. Составьте таблицу сравнительной характеристики языка и речи.

Задание 3. Составьте таблицу «Отличия человеческого языка от других видов коммуникации».

Задание 4. Сделайте конспект работы А.А. Леонтьева Язык и речь.

Практическое занятие 2. Тема: Методика психолингвистического изучения речевой коммуникации (2 часа).

Вопросы:

1. Исследование внутреннего программирования связных высказываний:

А). Исследование диалогической речи.

Б). Исследование монологической речи.

2. Исследование внутреннего программирования отдельных высказываний.

3. Исследование лексико-грамматического структурирования:

А). Исследование лексических операций.

Б). Исследование словообразования.

В). Исследование словоизменения.

Г). Исследование синтаксической структуры предложения.

4. Исследование операций сенсомоторного уровня продуцирования речевых высказываний.

5. Исследование языкового анализа и синтеза.

Практическое задание 3. Тема: Речевая функциональная система (2 часа).

Вопросы:

1.Понятие «функциональная система»;

2.Два типа функциональных систем. Примеры функциональных систем первого типа;

3.Характеристика функциональной системы второго типа. Примеры функциональных систем второго типа;

4.Характеристика стадий функциональной системы. Афферентный синтез. Принятие решения. Организация обратной афферентации;

5.Речь как функциональная система. Особенности ее строения и функционирования. Характеристика стадий функционирования речевой функциональной системы.

Задания для самостоятельной работы:

1.Используя литературу, раскройте вопрос: «Структура функциональной системы».

2.Составьте схему функционирования речевой системы.

Практическое задание 4, 5. Тема: Лингвистические основы теорий речевой деятельности(4 часа).

Вопросы:

1. Проблема определения слова. Причины множественности определений.

2. Основные признаки лексических единиц.

3. Измерения лексического значения слова (эпидигматическое, парадигматическое, синтагматическое).

4. Слово и действительность. Отличие слова как единицы номинации от других видов номинации (пропозитивной и дискурсивной).

5. Слово как многоаспектная единица, изучаемая на всех уровнях языка.

6. Значение слова и способы его представления. Слово-ономатема и слово-синтагма.

7. Синтагматические отношения. Взаимодействие парадигматики и синтагматики.

8. Закон семантического согласования слов.

9. Сильная и слабая позиция слова в синтагматическом ряду.

10. Типы контекстных факторов и типы контекстов.

11. Типы лексических значений слов (по В.В. Виноградову).

Задания для самостоятельной работы:

1. Используя литературу, составьте схему взаимосвязи речевой деятельности с другими видами деятельности.

2. Подготовьте реферативное сообщение на тему: «Форма и содержание речевой деятельности».

3. Определите участие в речевой деятельности: речевого аппарата, механизмов интеллекта, эмоционально-волевой сферы, памяти.

4. Сделайте конспект работы А.А. Леонтьева Слово в речевой деятельности. - М., 1965.

Практическое занятие 6. Тема:Проблема порождения речевого высказывания в зарубежной и отечественной психологии и психолингвистике. (2 часа).

Вопросы:

1. Психологическая трактовка процесса порождения речи.

2. Вероятностная модель (ассоциативная) порождения речи и ее психологическая характеристика.

3. Анализ модели непосредственно составляющих.

4. Трансформационная модель порождения речи Н. Хомского и ее значение для науки.

5. Психологическая модель порождения речи в трактовке Л.С. Выготского.

6. А.Р. Лурия и его концепция порождения речи.

7. Процесс порождения речи с позиции психологического подхода А.А. Леонтьев.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Выпишите модели порождения речевого высказывания из работ:

А). Л.С. Выготского Мышление и речь. - Собр. Соч. том 2.

Б). А.А. Леонтьева Психологические единицы порождения речевого высказывания.

В). Н. Хомского Язык и мышление.

Г). А.Р. Лурия Язык и сознание.

Задание 2. Проанализируйте, чем отличается модель Н. Хомского от модели Л.С. Выготского? Модель Л.С. Выготского от уровневой модели А.Р. Лурия и модели порождения высказывания А.А. Леонтьева? Какая модель высказывания вам кажется более полной? Почему? Обоснуйте позицию?

Задание 3. Как вы понимаете слова А.А. Леонтьева о том, что «Текст не существует вне процессов его порождения и восприятия. Запишите свой ответ.

Практическое занятие 7. Тема Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность (2 часа) Вопросы:

1. Определение понятия речи.

2. Роль лексико-грамматических элементов в понимании речевого произведения.

3. Значение адекватной референции (соотнесение высказывания с ситуацией).

4. На основе анализа литературы охарактеризуйте основные модели восприятия речи.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Сделайте конспект работы Л.А. Чистович, В.А. Кожевникова, В.В. Алякринского, Л.В. Бондаренко Состояние вопроса о восприятии речи / Теория речевой деятельности. – СПб., 2000.

Задание 2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на понимание речи.

Задание 3. Проанализируйте взгляды Н.И. Жинкина на механизмы речи.

Задание 4. Сделайте конспект работы И.А. Зимней Смысловое восприятие речевого сообщения / Теория речевой деятельности. – СПб., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow