Бихевиористская концепция толпы

Свой вклад в теорию толпы бихевиоризм сделал в виде концепции фрустрации - агрессивности, разработанной в 30-х годах Дж. Доллардом (J. Dollard) и Н. Миллером (N. Miller). Основной тезис этой концепции заключается в том, что фрустрация (невозможность удовлетворить какую-то потребность или желание) всегда ведет к агрессивности. И, наоборот, за любым актом агрессивности скрывается фрустрация. На базе этого положения был разработан целый ряд закономерностей, позволяющих, по мнению авторов, прогнозировать степень агрессивности поведения людей в разных условиях и направленность их агрессивных действий. Объектом анализа были, в частности, толпы линчевателей негров в США и антисемитские погромы в Германии. Согласно названной теории, объектами агрессивных действий могли быть как реальные, так и воображаемые виновники фрустрации, а среди них - и сами пострадавшие. Выбор объекта агрессии объяснялся, в частности, механизмом генерализации стимула, а также различными защитными механизмами психики, заимствованными из психоаналитической теории. Как и в случае с психоанализом, здесь можно возражать лишь против абсолютизации методологических основ концепции и ее общих выводов. Однако сама идея фрустрации (точнее - социальной фрустрации) открывает правильный путь для понимания явлений массового протеста.

Несколько концепций толпы, сложившихся на Западе, носят частный характер, поскольку в качестве их основы берется одна из психологических особенностей поведения толпы, которая делается центральной и определяет весь смысл концепции. К ним можно отнести, в частности, различные варианты теории заражения. Общая их черта заключается в том, что поведение толпы объясняется лишь с помощью одного механизма - механизма заражения. Под заражением понимается распространение настроения или поведения одного участника толпы на других.

Большое внимание этому механизму уделял не только Лебон, но и многие другие западные исследователи. Так, В. Мак-Даугал (W. McDougal) объяснял процесс заражения своей теорией "симпатизирующей индукции эмоций", согласно которой мимическое и моторное выражение эмоций у одного индивида инстинктивно порождает аналогичную эмоцию у другого лица. Однако сразу же проявилась несостоятельность этой концепции, так как с ее позиций нельзя было объяснить, почему, например, проявления ярости у одного человека часто вызывают страх у другого.

Ф. Олпорт (F. Allport) предложил идею "кольцевой реакции", согласно которой индивид, стимулируя своим поведением другое лицо в толпе, видит или слышит реакцию другого, в результате сам стимулируется от него до еще более высокого уровня активности. Таким образом, возбуждение толпы непрерывно нарастает.

К разряду частных концепций можно отнести также противоположные по своим исходным позициям теории конвергенции и "возникающих" (эмержентных) норм.

Если теории заражения строятся на том, что в толпе нормальные, обычные люди подвергаются трансформации по единому образцу, и благодаря этому обеспечивается однородность толпы и ее поведения, то теории конвергенции исходят из противоположного тезиса, а именно: в толпу собираются люди, уже имеющие какие-то общие качества и черты. Например, агрессивная толпа собирается из людей, обладающих склонностью к агрессивному поведению, и именно для реализации этих склонностей они и собираются в толпу. В качестве доказательства американские психологи, например X. Кэнтрил (Н. Cantril), приводят такой пример: если в каком-то американском городке распространяется слух о предстоящем линчевании негра, то к месту линчевания собираются не все жители города, а лишь те, которые склонны принять участие в насильственных антисоциальных действиях.

Есть и более утонченные трактовки теории конвергенции, согласно которым в толпы объединяются люди, не разделяющие господствующих социальных норм в обществе. При такой трактовке четко проявляется упоминавшаяся выше тенденция рассматривать на одном уровне толпу бесчинствующих лиц и группу людей, собравшихся организованно, чтобы выразить протест политического характера. С научной точки зрения теории заражения и конвергенции предлагают слишком упрошенный подход к проблеме толпы, так как снимаются вопросы о других психологических механизмах и закономерностях, действующих внутри толпы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Разрыв социальных связей, быстрота передачи информация, беспрерывная миграция населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни, - пишет Московичи, - создают и разрушают человеческие сообщества. Будучи разрозненными, они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Это явление приобретает невиданный прежде размах, из чего следует его принципиальная историческая новизна. Именно поэтому в цивилизациях, где толпы играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существования, так же как и чувство "Я". Отсюда и неуверенность, тревога у каждого человека, чувствующего себя игрушкой враждебных и неведомых сил".

В данной работе мы попытались в общих чертах описать ключевые аспекты психологии масс, рассмотреть основные классические подходы к изучению этой проблемы, что позволит нам и всем интересующимся данным вопросом трезво оценивать окружающую нас реальность и в этих условиях сохранять свое "Я", свою степень свободы личности и избегать ситуаций, в которых есть возможность стать жертвой манипуляций и исполнителем чужой воли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс. 2006.

2. Лебон Г. Психология народов и масс www.koob.ru

3. Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., Академия. 2001.

5. Московичи С. Век толп. - М., Центр психологии и психотерапии 1998.

6. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения www.koob.ru

7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс www.koob.ru

8. Райх В. Психология масс и фашизм www.koob.ru

9. Сигеле С. Преступная толпа www.koob.ru

10. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Психологические этюды. Минск, Беларусь, 1998.

11. Хевеши М. Толпа, массы и политика www.bookup.by.ru

12. Хоффер Э.Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений www.bookup.by.ru

13. Чалдини Р. Психология влияния. - Спб.: ЗАО Питер. 1998.

14. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., Канон. 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: