Типы толпы

В западной литературе сложилась довольно определенная классификация толпы, которая, на наш взгляд, адекватно отражает реально возникающие явления в жизни. По этой классификации, оценивая характер поведения людей, выделяются прежде всего толпы пассивные и активные.

Рассказ А. П. Чехова «Брожение умов» — блестящая иллюстрация небольшой пассивной толпы с некоторыми ее закономерностями, которая стихийно возникла лишь потому, что два человека сосредоточенно смотрели в одном направлении. Случайные прохожие стали останавливаться и смотреть в том же направлении. Поскольку любое свое действие люди стремятся объяснить, в образовавшемся скоплении публики возникли самые различные версии относительно того, почему все смотрят в какую-то одну точку. Здесь проявился механизм неизбежного возникновения слухов в толпе, которые в зависимости от конкретных обстоятельств, а главное — от обшей психологической атмосферы в обществе и в конкретной ситуации могут приобретать самый разнообразный и даже фантастический характер.

Американские психологи воспроизвели сюжет Чехова в эмпирическом исследовании. Был поставлен вопрос: как от числа людей, ведущих себя определенным образом, зависит провоцирующий стимул для стихийного формирования случайных лиц в толпу? Были созданы группы из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек, которые останавливались на многолюдной улице и начинали смотреть в течение одной минуты в определенном направлении, например на окно одного из зданий. Реакция прохожих фиксировалась на кинопленку. Оказалось, что при группах от 1 до 5 человек число прохожих, останавливавшихся и начинавших смотреть в том же направлении, быстро увеличивалось в зависимости от размеров «провоцирующей группы». Группы из 5, 10 и 15 человек оказывали примерно одинаковое воздействие (при 1, человеке останавливались 4,05%, при 15 — 39,98% прохожих) (16, с. 532]. Отсутствие стимулов к какому-либо недовольству и равнодушие людей в подобных ситуациях формируют толпу пассивного характера, которая так же быстро рассеивается, как и собирается. Эмоциональный компонент здесь почти не выражен и проявляется в своего рода лишь «заражении» любопытством.

Активная толпа обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств. Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Это вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает чувство фрустрации и гнева на совершенно случайных объектах.

Выделяется также тип спасающейся толпы, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Мы уже приводили пример пожара в театре, когда люди руководствуются лишь чувством страха и под его влиянием превращаются в толпу, ведущую себя иррационально.

Эмоциональная заряженность и иррациональность поведения — признаки, которые объединяют толпы самого различного типа. Поэтому сюда можно отнести и тип стяжательской толпы, т. е. скопления людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях сваливать все только на «уголовный элемент». Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпы мародеров. Тенденция к «рационализации», т. е. к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т. д.), составляет тот психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления. Это — тоже феномен толпы.

Выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. На наш взгляд, это наиболее сомнительный элемент в типологии толпы, поскольку здесь как раз явно смешиваются политические и психологические критерии. С политической точки зрения к этому типу можно отнести любое вполне рациональное и дисциплинированное массовое выступление протеста, если оно не санкционировано официальными властями. При этом оно не будет носить никаких признаков толпы. А с точки зрения психологии любое массовое явление можно расценивать как демонстрирующее, поскольку каждое выступление отражает отношение людей к чему-то. Разница будет лишь в том, насколько цели демонстрации осознаны, а формы ее организованы. В зависимости от этого демонстрация может иметь характер либо упорядоченного мероприятия, либо толпы.

Одним из наиболее принципиальных является вопрос об условиях возникновения тех массовых проявлений, которые можно назвать феноменом толпы. Исследователи справедливо выделяют два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера.

К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, беспомощности и отчаяния. В условиях тоталитарного режима эти чувства, как правило, не могут найти выхода в форме каких-либо массовых и тем более насильственных действий и поэтому долгое время сохраняются в латентном виде, трансформируясь в состояние общественной апатии и аномии. Однако при первой же возможности и любом благоприятствующем поводе быстро назревают ситуации социального взрыва в самых разнообразных его проявлениях, в том числе и в виде агрессивной толпы.

Как известно, факторов социальной напряженности в нашем обществе было немало в течение всей его истории. Период перестройки, с одной стороны, открыл возможность для массовых выступлений, а с другой — добавил новые, катализирующие обстановку факторы в виде, например, обострений национальных противоречий и связанных с ними последствий. Таким образом, возникло то необходимое сочетание обстоятельств, при которых социальные взрывы происходят по любым поводам. Эти поводы и составляют ситуативные условия как массовых проявлений вообще, так и феномена агрессивной толпы в частности.

Необходимо подчеркнуть, что решающая роль всегда принадлежит условиям долговременного характера и ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых. Поэтому их конкретное содержание не имеет самостоятельного значения и может выразиться в чем угодно — от какого-то политического события до простого бытового эпизода или даже слуха. К этому следует добавить, что запоздалые или неадекватные действия властей нередко являются ситуативными условиями, обостряющими события.

Практически любой эпизод массовых беспорядков характеризуется как долговременными, так и ситуативными условиями его возникновения. Поэтому иллюстрацией могут быть любые из них, в том числе, например, и события в Баку в январе 1990 г. В условиях общей и длительной социальной напряженности в городе роль фактора-катализатора событий сыграло невнимание властей к судьбе тысяч азербайджанцев-беженцев из Армении. Отсутствие в течение многих месяцев жилья, работы, средств к существованию и нежелание государственных органов что-либо предпринять для оказания помощи людям не могли не привести к взрыву. Ситуативным поводом, если опираться на сообщения прессы, стала попытка одного из беженцев отобрать квартиру у армянина, живущего в Баку, и последовавшая за этим гибель беженца в результате возникшей ссоры. Полное бездействие республиканских властей и запоздалое решение о вводе войск стали дополнительными условиями, которые способствовали эскалации беспорядков.

Аналогичная, хотя и не такая масштабная ситуация сложилась и в Душанбе в феврале 1990 г. Внешним ситуативным поводом к массовым выступлениям стали слухи о том, что в город приезжают армянские беженцы из Азербайджана и что им вне очереди предоставляют жилплощадь. А решающим долговременным фактором была крайне обостренная жилищная проблема в городе.

Думается, что к двум названным типам условий возникновения массовых беспорядков можно добавить еще один: уровень развития политической культуры, включающий опыт решения социальных проблем демократическим путем, а также особенности национально-исторических традиций. С учетом этого вырисовывается общая формула следующего содержания:

СВ = СО/УР

Где СВ — Степень вероятности массовых беспорядков, СО — Степень обостренности социально-экономических проблем, УР — Уровень развития политической культуры

Следует подчеркнуть, что мы не случайно говорим лишь о социально-экономических проблемах, не упоминая других. По нашему убеждению, все прочие острые ситуации, такие, как политические конфронтации, национальные противоречия и т. п., являются в известной степени производными. Это не значит, что они вообще не могут возникнуть и существовать независимо от социально-экономических условий; главное заключается в том, что острота восприятия общественностью таких конфликтов и методы их разрешения (демократическим или насильственным путем) будут в конечном итоге зависеть от степени обостренности социально-экономических проблем общества. В нормальных условиях этнические и прочие «конфликты» растягиваются на десятилетия без заметного ущерба для общества. Примером может служить «война» франкоязычного населения Квебека в Канаде за свои права, которая укладывается в спокойные рамки парламентских дебатов, декретов о вывесках на разных языках и т. п., но никак не нарушает мирного течения жизни в центральных частях страны и в провинции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: