При строительстве земляного полотна на косогорах технологию работ определяют уклон местности, конструкция земляного полотна, грунтовые условия, наличие в строительной организации землеройной техники и др. К основным особенностям возведения земляного полотна на косогорах относят:
- увеличение объема дополнительных работ (устройство въездов, нарезка уступов, устройство подпорных стенок и др.);
понижение устойчивости землеройно-транспортных машин при выполнении земляных работ;
- уменьшение производительности;
- неравномерный износ рабочих органов и ходовой части дорожных машин.
В нескальных грунтах для возведения земляного полотна на косогорах могут быть использованы: автогрейдеры, бульдозеры и экскаваторы.
Последовательность разработки грунта в резерве автогрейдером при крутизне косогора положе 1:5 и высоте насыпи до 0,7 м показана на рис. 3.9.1.
Рис. 3.9.1. Последовательность возведения земляного полотна автогрейдером:
1...6 - последовательность зарезания грунта в резерве; 1'...6' последовательность укладки грунта в насыпь
|
|
На участках при косогорности от 1:5 до 1:2,5 земляное полотно можно возводить бульдозером путем поперечного перемещения грунта вниз по склону (рис. 3.9.2)
Рис. 3.9.2. Последовательность отсыпки насыпи бульдозером путем поперечного перемещения грунтов:
1...4 - последовательность зарезания грунта в резерве; 1'...4' - последовательность укладки грунта внасыпь
При крутизне склона более чем 1:2,5 возведение земляного полотна при устройстве полувыемки целесообразно вести по схеме, показанной на рис. 3.9.3.
Рис. 3.9.3. Последовательность разработки грунта при постройке земляного полотна в полувыемке:
I - уступ расположения полки рабочего проезда; II...IV - последовательность дальнейшей разработки грунта
По данной схеме полка рабочего проезда расположена в проектных отметках земляного полотна. Дальнейшую разработку грунта производят за счет последовательного (II, III, IV) расширения полки за счет продвижения ее в сторону косогора.
Разработку грунта по данной схеме можно производить комплексным отрядом с двумя ведущими машинами бульдозером и экскаватором. В этом случае I и II проходки разрабатывают бульдозерами, a III и IV экскаваторами.