В соответствии с ГОСТ-22245-90 [66], вязкие дорожные битумы разделяются на марки. Марка битума определяется комплексом показателей качества. Дорожные битумы БНД отличаются от БН более высокими показателями. Они являются улучшенными. Марки вязких дорожных битумов приведены в табл. 6.5.1.
Таблица 6.5.1
Марки вязких дорожных битумов
Наименование показателя | БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | БНД 40/60 |
Глубина проникания иглы | |||||
при 25°С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61 -90 | 40-60 |
при 0°С, не менее | |||||
Температура размягчения по «кольцу и шару», °С, не ниже | |||||
Растяжимость, см, не менее: | |||||
при 25°С | - | ||||
при 0°С | 6,0 | 4,0 | 3,5 | - | |
Температура хрупкости, °С, не выше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 |
Сцепление с мрамором или песком | Выдерживает |
Битумы нефтяные применяются для строительства дорожных покрытий, гидроизоляционных, кровельных и других видов работ. В зависимости от назначения нефтеперерабатывающая промышленность выпускает соответствующие по свойствам виды нефтяных битумов. Битумы вязкие применяют в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных и аэродромных покрытий. Их изготавливают из окисленных инеокисленных продуктов прямой перегонки нефти или компаундированием этих продуктов с экстрактами селективной очистки. Изготовление вязких дорожных нефтяных битумов из крекинг остатков и битумов деасфальтизации без дополнительной переработки не допускается.
|
|
Область применения нефтяных вязких битумов в дорожном строительстве приведена в табл. 6.5.2.
Таблица 6.5.2
Область применения вязких битумов
Марка битума | Область применения |
БНД 200/300 | Для поверхностной обработки, холодных асфальтобетонных смесей, грунтасфальта |
БНД 130/200 | Для поверхностной обработки, горячих асфальтобетонных смесей |
БНД 90/130 | Для горячих смесей в южных районах, для устройства покрытий на автомагистралях с тяжелым движением в районах с континентальным климатом |
БНД 40/60 | Для покрытий на автомагистралях в южных районах, литых асфальтобетонных смесях |
Битумы нефтяные жидкие В зависимости от скорости формирования структуры, жидкие битумы разделяют на 3 класса [ГОСТ 11955-82]:
СГ - среднегустеющие;
МГ - медленногустеющие;
МГО - медленногустеющие остаточные.
Жидкие битумы класса СГ допускается применять для устройства дорожных покрытий и оснований во всех дорожно-климатических зонах.
Свойства битумов определяются, прежде всего, качеством нефти, зависящим от соотношения в ней асфальтенов, смол, масел, парафина.
Основными свойствами жидких битумов являются вязкость и скорость загустевания, температура размягчения, прилипания (адгезия).
|
|
Вязкость жидких битумов и дегтей определяют с помощью стандартного вискозиметра по времени истечения вяжущего через калиброванное отверстие (5 мм при 60°С). Вязкость жидких битумов принято обозначать С560. Она находится в пределах 25...200 с.
Скорость загустевания определяют по количеству испарившегося разжижителя после выдерживания битума в термостате при t = 60°C в течение 5 часов.
После выдержки потери составляют для битумов класса СГ - 10...7 %; МГ - 8...5 %.
Температура размягчения остатка после испарения летучих веществ (разжижителя).
Прилипание - способность каменных материалов, предварительно обработанных битумом, удерживать битумную пленку при ее вытеснении методом кипячения в воде.
Справочник дорожного мастера
Получение жидких битумов производят путем разжижения вязких битумов жидкими нефтяными продуктами. Добавка бензина, лигроина, керосина прямой гонки несколько нарушает структуру битума. Лучшие результаты обычно дают добавки к нефтяным битумам крекинг бензина, керосина и более тяжелых нефтепродуктов.
Применение битумов различных классов (СГ, МГ, МГО) связано с потребностью получать различную скорость их загустевания. Скорость загустевания зависит от условий испарения летучих фракций и климатических условий применения.
Жидкие битумы класса МГ и МГО применяют при строительстве дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II...V дорожно-климатических зонах.
При затруднительных условиях испарения летучих фракций, а также при необходимости быстрого нарастания прочности дорожных покрытий используют жидкий битум класса СГ.
Марки жидких битумов в пределах одного класса разделяют по вязкости.
Область применения их зависит от характера минеральных материалов, способа обработки и климатических условий:
40/70 - для обеспыливания и предварительной обработки дорожных покрытий, для обработки грунтовых смесей на полотне дороги;
41/70...71/30 - для обработки гравийных и щебеночных смесей холодным способом на полотне дороги;
71/131...131/200 - для поверхностной обработки дорожных покрытий, для приготовления горячего и холодного асфальтобетонов.