Нефтеперегонные заводы поставляют битум с содержанием влаги более допустимых 2,5 %. Часть битума поступает с обводнением 10...15 %. Для обезвоживания и нагрева его до рабочей температуры 150...170°С применяют различные установки. Битумонагревательное оборудование цикличного действия представляет собой один или несколько котлов с жаровыми трубами и состоит из следующих основных узлов (рис. 7.3.3).
Рис. 7.3.3. Битумоплавильный агрегат циклического действия:
1 - топка в сборе; 2 - котел; 3 - жаровые трубы; 4 - насос.
По этой схеме выполнено оборудование циклического действия (установка ДС-6).
Более сложную конструкцию имеет оборудование непрерывного действия ДС-17 (рис. 7.3.4).
Рис. 7.3.4. Битумоплавильный агрегат непрерывного действия:
1 - котёл; 2 - насос; 3 - теплообменник; 4 - пароотделитель; 5 - лоток испарительной камеры; 6 - жаровые трубы; 7 - топка
Битум из хранилища закачивают в котел 1, где он обезвоживается и нагревается до рабочей температуры жаровыми трубами 6за счет сжигания в топке 7 жидкого или твердого топлива. Из котла 1 битум насосом 2 направляется в теплообменник 3, в котором производится интенсивное перемешивание горячего битума с холодным. Далее битум через пароотделитель 4 цикличного типа стекает на лоток испарительной камеры 5, где также выделяется пар. С лотка 5 битум стекает в основной отсек котла 1.
Нагрев битума горячим минеральным маслом - наиболее прогрессивный и экономичный способ. Масло нагревают в специальных агрегатах и подают по трубам в битумные котлы.
Обезвоженный и нагретый битум хранят в цистернах с паровым, электрическим и масляным обогревом, ёмкостью от 10 до 30 м3 (табл. 7.3.2)
Таблица 7.3.2
Цистерны для хранения битума или расходные емкости
Показатели | ДС-65.7 | ДС-118-4.02 | ДС-83 | Д-649.01 | ДС-92 |
Вместимость цистерны, м | |||||
Тип нагревателя | Жаровые трубы | Электрический | Паровой | Электрический | Трубчатый, электрический типа НШМ M45 |
Установленная мощность, кВт | 20 кг/ч (расход топлива) | 7,5 + 84 | 7,5 | ||
Масса, кг |
Автоматизация технологического процесса может быть частичной, комплексной или полной. На приобъектных битумных базах нередко применяется частичная автоматизация. Комплексную и полную автоматизацию чаще всего внедряют, когда битумная база входит как цех асфальтобетонного завода. В этом случае применяют дистанционное управление. Оператор на пульте управления формирует команды на включение, отключение или изменение технологического режима.