Для приема, хранения и подготовки органических вяжущих к использованию создают битумные базы.
Различают базы централизованного снабжения вяжущими крупных узлов строящихся дорог и приобъектные, обслуживающие одну автомобильную дорогу или ее отдельные участки.
По способу доставки вяжущего различают базы:
- прирельсовые с доставкой на базу вяжущего железнодорожным транспортом;
- береговые (прибрежные, расположенные вблизи судоходных рек);
- притрассовые с доставкой на базу вяжущего автобитумовозами.
Как правило, дорожные хозяйства организуют прирельсовые или притрассовые базы.
Жидкий битум от заводов по перегонке нефти доставляют на базы централизованного снабжения в железнодорожных цистернах - термосах емкостью 50, 60 и 80 т, вязкий - в бункерных полувагонах емкостью 40...60 т. К притрассовым базам битум доставляют автобитумовозами грузоподъемностью от 7 до 40 т. Техническая характеристика автобитумовозов и автогудронаторов приведены в табл. 7.3.1. Всё виды транспортных средств имеют теплоизоляцию или устройство для разогрева битума (паром, электричеством и др.). При разгрузке бункер полувагона опрокидывают лебедкой на широкий лоток, по которому скатывается ком битума или стекает (в зависимости от степени нагрева).
|
|
Таблица 7.3.1
Техническая характеристика автобитумовозов и автогудронаторов
Показатели | Автобитумовоз ДС-138Б-01 | Автобитумовоз АЦБ-12-05 | Автобитумовоз ДС-164 | Автобитумовоз ППЦБ-12.3 | Автобитумораздатчик ДС-182-01 | Автогудронатор ДС-39Б | Автогудронатор ДС-142Б | Автогудронатор КДМ-333 |
Базовое шасси | КамАЗ-53213 | КамАЗ-5410 | КамАЗ-54112 | КамАЗ-5410 | ЗИЛ-431412 | ЗИЛ-431412 | КамАЗ-53213 | КрАЗ-65053 |
Вместимость цистерны термоизолированной, л | ||||||||
Снижение температуры битума, не более °С/ч | - | - | ||||||
Подогрев материалов в цистерне: стационарными горелками на дизельном топливе со скоростью не менее °С/ч | - | |||||||
Время наполнения (опорожнение) цистерны битумным насосом, мин | - | 15...30 | - | - | - | |||
Максимальная скорость, км/ч | ||||||||
Масса снаряжения, кг | ||||||||
Ширина распределения, м | - | - | - | - | - | 4,8 | 4,8 | 5,5 |
Удельная норма разлива, л/м2 | - | - | - | - | - | 0,5...2,5 | 0,5...2,5 | 0,3...3,0 |
Из автобитумовозов битум сливают самотеком через патрубок по гибкому шлангу или перекачивают насосом в битумохранилище. При сливе жидкий битум нагревают до температуры 40...50°С. Все битумохранилища оборудуют системами подогрева битума до текучести, позволяющей перекачивать битум шестеренными насосами. Одно из основных требований хранения битума - исключить попадание в него атмосферной и грунтовой воды.
|
|
По положению резервуара относительно поверхности земли битумохранилища бывают наземные, полуямные и ямные (рис. 7.3.1).
Рис. 7.3.1. Битумохранилище пояуямного типа:
1 - железнодорожный бункер; 2 - лоток для стока битума; 3 -битум в битумохранилище, 4 - приямок; 5 - битумный насос; 6 - нагреватель приямка, 7 - битумопровод; 8 - регистры
Выбор способа строительства битумохранилища определяется главным образом уровнем залегания грунтовых вод. Дно и стены хранилища при высоком уровне вод делают водонепроницаемыми или понижают уровень грунтовых вод.
Битум в хранилище можно нагревать паром, электронагревателями, инфракрасными лучами, горячим минеральным маслом.
Наиболее удобны битумохранилища с заводским оборудованием для нагрева (рис. 7.3.2). Нагревательно-перекачивающий агрегат типа портального крана монтируют на стальном мосту и перемещают вдоль него по рельсам. К мосту на стальных канатах подвешивают нагреватель (калорифер). Нагреватель имеет набор труб, соединенных между собой, по которым пропускается пар. Битумный насос расположен среди труб в металлической коробке, обеспечивающей подтекание разогретого битума к насосу только из верхнего слоя.
Битум в приямке или металлической коробке нагревают до 90° С. Производительность нагревательно-перекачивающего агрегата составляет 3...6 т в час.
Рис. 7.3.2. Битумохранилище с заводским оборудованием:
1 - механизм передвижения; 2 - тележка; 3 - пульт управления; 4 - гидропривод механизма передвижения; 5 - лебёдка для подъёма и опускания нагревателя; 6 - электродвигатель; 7 - битумопровод; 8 - пакет трубчатых регистров калорифера; 9 - короб; 10 - уровень битума в хранилище; 11 - битумный котёл; 12 - битумный насос
Битум из битумохранилища перекачивают к установке для обезвоживания и нагрева по трубам диаметром не менее 76 мм. Трубы укладывают на поверхности земли, на инвентарные металлические стойки высотой до 3,0 м. В местах проезда - на высоте 4,5...5,0 м. Битумопровод, насосы, краны должны иметь теплоизоляцию.