double arrow

Методологическая роль социологической теории в социальном моделировании; принципы социального моделирования


Социальное моделирование научный метод познания социальных явлений и процессов с помощью воспроизведения их характеристик на других объектах, т. е. специально создаваемых с этой целью моделях. Успешное осуществление Социального моделирования во многом зависит от наличия социологической теории исследуемого явления или теории, обеспечивающей допустимые при построении модели упрощения и указывающей на формализуемые и неформализуемые параметры аналога этой модели. Возможны различные классификации создаваемых моделей. Например, в зависимости от характера той стороны объекта, которая подвергается моделированию, можно различать моделирование структуры или его функции, функционирования; в зависимости от отображаемых закономерностей детерминистические и стохастические модели и т. д. По средствам, используемым в Социальном моделировании большинство таких моделей может быть отнесено к знаковым, т. к. в качестве их основы выступают знаки-графики, чертежи, схемы, гистограммы (в моделях простейшего типа). Если в качестве знаков выступают средства математического языка и логики, то такие модели называют математическими. Выделяются, в частности, игровые модели (их элементами являются люди, исполняющие игровые роли), машинные модели (их элементы компьютерные аналоги составляющих социального объекта), наконец, человеко-машинные модели. Последние представляют собой диалоговые компьютерные системы, имитирующие реальные социальные процессы с активным использованием эвристических данных, получаемых в процессе диалогового взаимодействия с человеком, который является экспертом в данной области знания или практики. Это существенно трансформирует традиционную для Социального моделирования проблему соотношения формализованного и неформализованного «строительного материала» моделей, обеспечивая их единство и взаимопроникновение.




Если в естественных науках и в таких, как экономические и ряд биологических наук, общая теория статистики обеспечивает построение адекватных моделей для проведения эксперимента, то для социологического исследования социальных объектов необходима более глубокая разработка принципов построения модели, на основе социологической теории объекта. Практика социологических исследований свидетельствует, что выборочные модели, построенные без учета специфики задач и объекта исследования, далеко не достаточны. Обычно вопросы построения моделей социальных явлений разрабатываются независимо от проблем построения выборки. Именно этим, в частности, можно объяснить недооценку роли научного обоснования в построении выборочной модели современными социологами в нашей стране.



Методологическая нерешенность этих вопросов вызвала необходимость разработки методики формирования выборки в соответствии с социальными закономерностями, социологическим знанием.

Концепция прогнозирования и моделирования социальных процессов базируется на трех основных методологических принципах.

1) Первый принцип – не ограничиваться одной реализовавшейся траекторией изменения, развития объекта, а предполагать «поле возможностей». Последние достижения науки, в том числе науки управления, позволяют с большой эффективностью разрабатывать вариативные модели социальных систем, путей достижения социального результата.
2) Второй принцип – признание превалирующей роли в социальном развитии субъективного фактора, т.е. разумной, целенаправленной деятельности людей, опирающейся на накопленный научный потенциал и определенные нравственно-этические и моральные ценности. Общество в лице институтов, организаций, коллективов, личностей способно выбирать, определять ориентиры общественного развития и пути достижения обозначенных целей.
3) Третий методологический принцип прогнозирования – отношение к социально-политической действительности как к объективной реальности.
В качестве объективной реальности может и должна рассматриваться как социальная система той или иной страны в целом с характерными для нее социальными отношениями, так и отдельные подсистемы.
Дискуссионным сегодня остается принципиально важный методологический вопрос о назначении прогнозных исследований: рассмотрение будущего как строго детерминированного состояния или рассмотрение будущего как создаваемого человеком. Будущее при втором варианте рассматривается не как нечто уже предрешенное и постепенно раскрывающее себя, а как то, что должно быть создано.



№ 123. Переменные в социальном моделировании

Одним из важнейших видов моделирования является социальное моделирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов на основе построения моделей. Объектом социального моделирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Социальное моделирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Моделирование систем, в свою очередь, определяется как метод, с помощью которого, варьируя в эксперименте потоки материалов или предметов через операции или процессы, можно определить влияние изменений различных переменных в системе. Переменная — атрибут физической или абстрактной системы, который может изменять своё значение. Значение может меняться в зависимости от контекста, в котором рассматривается система, или в случае уточнения, о какой конкретно системе идёт речь. При моделировании переменные необходимо отличать от параметров, несмотря на то что переменная в одном контексте может быть параметром в другом. В статистике переменная — оценочный фактор, или характеристика, или индивидуальный или системный атрибут. Иными словами, нечто, изменение чего ожидается с течением времени или между отдельными лицами.







Сейчас читают про: