Некоторые методики социального проектирования

Социальное проектирование использует специальные методики. Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта — это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики, моделирование.

Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей, функции.

Стоит отметить, что моделирование выполняет важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью.

Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей:

· познавательные, эвристические;

· модели будущего — прогностические;

· модели желаемого заданного состояния.

Однако моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.

Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование преследует следующие цели:

· с одной стороны — отобразить состояние проблемы на данный, момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы» противоречий;

· с другой стороны — определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др.

Различают модели материальные и идеальные. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал.

Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.

Прогрессивность модели определяется характеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователей.

В качестве главных критериев выступают:

§ новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

§ распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована материализованная система (кибернетическая)).

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Моделирование позволяет определить оптимальные размеры, а также предсказать поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений).

В процессе моделирования анализируется целый ряд факторов, в результате которых обосновываются разные уровни жизни. В отечественной и зарубежной практике принято различать 4 уровня жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый и социально комфортный. Каждый из уровней жизни содержит в себе ряд показателей, в связи с чем при моделировании рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Реализация на практике различных социальных моделей, прогнозов, построенных с помощью современнейших технологий и научных разработок – очень сложная работа. Инновационные начинания часто обречены на непопулярность в силу тех или иных, но чаще всего психологических, причин. В связи с возможностью негативных последствий и перемен, внедрение прогрессивных, продвинутых технологий ведется чрезвычайно медленно и осторожно.

Принципы проектирования и моделирования ситуации приобретают все большую популярность. Результативность проектирования обосновывается творческим потенциалом субъектов проектирования.

Вследствие разносторонности общественной жизни, многоплановости социальных сфер, существует множество различных классификаций социальных проектов по разным основаниям. С помощью знания типологии проектов на первоначальном этапе можно определить круг задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.11 Кроме того, использование классификации позволяет понять отличие разрабатываемого проекта от смежных видов проектов и деятельности. В данном реферате будет приведено несколько таких.

I. «Нормальный» и «реальный» проект.

В самом общем виде социальные проекты делятся на «нормальные» и «реальные». «Нормальный» проект (идеальный тип социального проекта) – проект, в котором основные признаки (такие, как масштаб, размер проекта, качество ресурсов обеспечения и т.д.) уравновешивают друг друга равноправно.

В «реальных проектах» доминирует один из признаков.

II. Прикладные, информационные, ролевые и игровые, исследовательские и поисковые.

· Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике;

· Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории;

· Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации;

· Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;

· Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.12

4. В соответствии с типом деятельности выделяют:

· образовательные;

· научно-технические;

· технологические;

· космические;

· экономические;

· строительные;

· экологические;

· культурные. 13

5. В соответствии со стандартами Немецкого института стандартизации (DIN) различают три вида проектов (по поставленным целям и способам их осуществления):

· Проекты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) – цели таких проектов часто не конкретны и должны быть определены только в процессе планирования;

· Организационные – проекты, направленные на планирование, реализацию и обслуживание организационных процессов на предприятии; 14

Инвестиционные – цель таких проектов – вложение средств в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения качества жизни людей посредством удовлетворения их потребностей.

49. Инновационные и инвестиционные проекты как основные виды проектной деятельности.

Проектирование социальных инноваций. Процессы, подтверждающие инновационную политику на государственном уровне. Практическое значение инновационной политики государства. Национальные проекты. Инвестиционные проекты. Стадии создания инвестиционных проектов.

В эпоху глобальных перемен современная система инновационного управления должна стать основой создания модели устойчивого и стабильного развития общества. Социальная инженерия как средство реализации социального управления содержит в своём арсенале оправдавшие себя методы прогнозирования, планирования, программирования, проектирования и стратегического управления. Система прогнозирования в Российской Федерации получила высокий государственный ранг только с 1998 года, проектирование используется на основе программно-целевого метода с советских времён. На основе программ и проектов реализуются важнейшие задачи развития страны. Федеральные целевые программы (их действует более 50) призваны решать наиболее острые общественные проблемы, сдерживающие народнохозяйственное развитие.

Эти методы управления играют особую роль при инновационной политике государства, ориентированной на создание проектов государственной важности как в материальной области, так и в социальной сфере. Социальный проект представляет собой желаемое будущее значимых для общества объектов социальной сферы, которое принесёт позитивные социальные изменения.

Поводом для начала проектной деятельности, как правило, служит проблемная ситуация в обществе, в которой заложена угроза социальной стабильности, требующая целенаправленных кардинальных изменений. Целеполагание в данном случае отражает насущные потребности общества, пути и способы их удовлетворения, положительные последствия и конечном итоге предполагает создание значимой социальной ценности.

Сегодня, когда страна переходит на проектный путь развития, проектирование должно быть приближено и связано с конструированием социальных инноваций. Инновацией называется конечный результат инновационной деятельности, реализующейся на рынке в виде нового или усовершенствованного продукта.

Реальную инновационную политику на государственном уровне подтверждают следующие процессы:

инициирование |инновационных программ и проектов, направленных на реализацию новшеств в социальной сфере;

передача и внедрение новых технологий в социальную и производственную сферу;

создание инновационного рынка и продвижение инновационного продукта по стране, в первую очередь это касается информационных технологий;

координация инновационной проектной деятельности и её поддержка.

Успех инновационного проекта в значительной степени зависит от того, насколько удачно формулируется, обосновывается и рекламируется в обществе его главная инновационная идея, доходчиво объясняющая качество достижения поставленных целей и результатов в количественном и качественном измерении. При разработке непосредственно инвестиционного проекта, который опирается на решение задач по обеспечению установленных инвестором конечных целей, необходимо согласование в виде бизнес-плана по ресурсам, времени и исполнителем. Процедура планирования проектов универсальна, поэтому последовательность этапов планирования является общей для широкого круга проектов и может быть представлена в виде матрицы.

Если говорить о практическом значении инновационной политики государства, то её воплощением в социальной сфере должны стать национальные проекты. Четыре общественные сферы названы в числе приоритетных здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Их важнейшая функция -поддержка инноваций, ведь речь идёт по сути о модернизации и техническом перевооружении социальной сферы. Прорывом в области образования можно считать курс на создание инновационных вузов и уникальных университетских комплексов, которые будут иметь конструкторские бюро, технопарки, опытные производства, где появится возможность осуществлять научные инновационные исследования, легко переводимые как в образовательные технологии, так и в производственные.

Основными заказчиками инновационных проектов на территории являются региональные исполнительные органы власти. Их задача -учитывать насущные потребности населения, которое и выступает потенциальным потребителем проектного продукта. Таким образом, социальная среда региона сама вправе выдвигать, поддерживать и контролировать эффективность реализации наиболее востребованных социальных инноваций. Координаторская задача управления сводится к изучению общественных потребностей населения и принятию управленческих решений, способствующих оптимизации социальной сферы. В стратегию управления необходимо включать наиболее прогрессивные проекты и программы, учитывая как собственные ресурсные возможности, так и инвестиции государства и бизнеса. В регионах существуют не только общие социальные проблемы, обозначенные кризисом и требующие поддержки проектной составляющей на федеральном уровне, но и специфические, характерные лишь для данного региона и требующие безотлагательного решения. В этом случае в роли инвестора могут выступать частные лица и организации любой формы собственности, заинтересованные в том, чтобы результаты проекта намного перевешивали затраты на него.

Следовательно, при планировании проекта необходимо включать мониторинг социальной действительности и вносить корректировки с учётом факторов влияния. Необходимо также учитывать нормативные критерии и срок окупаемости проекта. В ситуации кризиса в инновационном проектировании разработка жизненного цикла проекта невозможна без применения прогнозирования, планирования и учёта цикличности общественных процессов. На этапе прогнозирования ведётся поиск вероятностных направлений развития объекта на долгосрочную перспективу. Суть прогнозирования заключается в оценке и выборе оптимальной ценностной модели развития объекта, которая в социальной сфере всегда стремится приблизиться к идеалу. В процессе работы над проектом разрабатываются и поэтапно осуществляются в течение всего срока поддерживающие целевые инновационные программы. Целевые программы также требуют единого руководства, стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации и правового обеспечения.

В современный период придаётся важное значение управлению проектами. На федеральном уровне создан и действует совет по реализации проектов, идентичные советы действуют на региональном уровне. Институт управления проектами выделяет следующие группы процессов: инициации, планирования, §реализации, контроля и завершения работ по проекту.

Инвестиционные проекты включают как государственные инвестиционные ресурсы, средства внебюджетных фондов, так и финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческой и некоммерческой направленности, а также существенных организаций и физических лиц, инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, а также инвестиционных фондов компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банковских структур. Государство должно создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и поддерживать проекты, ориентированные на развитие наукоемких сфер деятельности.

Создание инвестиционного проекта имеет несколько стадий.

1. Прединвестицинная фаза включает:

- установление целевых параметров проекта;

- предпроектный анализ инвестиционных возможностей;

- обоснование проекта.

2. Инвестиционная фаза направлена на:

- разработку проектной документации:

- государственную экспертизу проекта;

- утверждение проекта.

3. Эксплуатационная фаза:

- пред производственная деятельность;

- производственная деятельность;

- послепроизводственная деятельность.

Задачи проекта должны быть направлены на создание благоприятного инвестиционного фона и получение финансовых ресурсов для осуществления проектной деятельности, способствующей созданию материальной или духовной ценности, при этом необходимо разработать обоснование экономической эффективности инвестиционного проекта. Обязательным процессом является разработка документации, включая концепцию, паспорт и оценку рентабельности. Далее проект должен пройти государственную экспертизу, которая включает проверку соответствия инвестиционных параметров, объектов и субъектов действующему законодательству. Затем проект утверждается на основе подписания инвестиционного договора. Этап производственной деятельности реализует I поставленные цели и задачи на основе конкретных действий исполнителей проекта. Завершению проекта способствует организация контроля его выполнения в намеченные сроки.

6.9. Технология социального проектирования

Основным средством реализации социального управления является социальная инженерия, включающая в свой арсенал диагностику социального объекта, прогнозирование и социальное проектирование. Прогнозирование получило в России государственный статус с 1998года, а проектирование используется на основе программно-целевого метода с советских времен. В современный период в России программы, технологически разработанные на базе программно-целевого метода выполняют роль своеобразной скорой помощи для решения острых социальных проблем. В этом контексте для консервативного "лечения" наиболее оптимальной и приемлемой является технология создания проблемно-ориентированной системы. В науке и практике социального проектирования наиболее апробированным является проблемно-целевой метод (проблемно-целевой ромб по Бесстужеву-Ладе).

Социальный проект представляет собой желаемое будущее объекта социальной сферы, которое может осуществиться при наличии определенных ресурсов в период его реализации. Соответственно, проектная деятельность требует четкой организации процесса на основе взаимосвязи науки и практики. Проектированию присущи общие исходные установки и специфические черты -познавательные, преобразовательные и прагматико-критические. Последовательность действий в социальном проектировании определяется проектировщиком. В процессе работы необходимо соблюдать следующие требования:

- создание проекта на научной основе;

- формирование объекта по образу и подобию выдвинутых проектных задач (объектная организованность);

- характеристика объекта в рамках общепринятых социальных норм;

создание моделей, поддающихся построению в течение определенного промежутка времени;

- применение технологических стратегий в зависимости от конкретной ситуации.

На практике проектировщики применяют различные стратегии. Традиционно разрабатывается четкий план и применяются линейные стратегии, представляющие цепочку последовательных действий, в которой каждое действие зависит от результата предыдущего. Также на практике используются разветвленные, параллельные и циклические стратегии. В целом все стратегии можно разделить на два

типа.

Первый тип ориентирован на понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. Цель — сохранить и развить социально-культурный потенциал.

Второй тип преследует задачу переноса социокультурных ценностей в чужой контекст, который на основе культурного образца (идеала) совершенствуется. Но идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, должна определяться пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов другой, нередко чуждой культуры.

Выбор проектной стратегии должен сопровождаться выбором соответствующих методов проектирования и составлением организационной программы. Из обширного арсенала методов в настоящее время наиболее востребован проблемно-целевой метод, который позволяет находить и «гасить» острые проблемы.

Организационная программа обеспечивает согласованную деятельность проектировщиков на всех этапах проектирования. Организационная программа имеет следующую структуру:

- формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика;

- характеристика объектов проектирования;

- план действий, планируемых для достижения цели;

- перечень средств действий и ожидаемых последствий.

В практике проектирования часто используется имитационная модель, позволяющая воспроизвести социальный объект на основе специально организованной социальной действительности, т.е. проводится эксперимент. Таким образом, ход проектного исследования зависит от соблюдения научных принципов, требование к проекту, выбранной стратегии и организационной программы, в которой излагаются цели, задачи, концепция проекта.

Схема разработки социального проекта. В практике проектирования общепринятой является следующая схема: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт (план, цели и задачи проекта) - прогноз и верификация -модель - конструкт - проект.

В проблемной социальной ситуации всегда заложено противоречие, угроза, социальная напряженность, требующая целенаправленных действий для ми ним изаци и, устранени я; выбора альтернатив социального развития. Острая социальная проблема главная причина для проектирования.

Социальный заказ выступает в качестве определенной установки общества на разработку конкретных мероприятий. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы (безработица во время кризиса), которая может привести к социальной напряженности в обществе.

Социальный паспорт является необходимым звеном в социальном проектировании. Его составление осуществляется на основе паспортизации объекта и требует получения точных данных о системе, процессе, оценке состояния, функционирования и развития объекта. В этот сводный документ включаются качественные и количественные параметры социальной системы, влияющие на будущее развитие объекта исследования.

Разработка цели - повод для начала проектной деятельности. Целеполагание отражает потребности общества, пути и способы их удовлетворения, последствия. Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять,

необходимо указать сроки предполагаемого достижения цели, определить затраты на достижение цели, установить контрольные критерии, которые могут подтвердить,что цель достигнута. Формулировать цель можно различными способами, например, на основе построения «дерева целей». Этот метод позволяет сформулировать как главную цель, так и взаимосвязанные с ней подцели. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объекта проектирования, внешних и внутренних условий его развития, наличия ресурсов, систем ограничений. Важно на стадии определения целей предусмотреть все возникающие противоречия, чтобы избежать дальнейших конфликтов и угроз. Таким образом, на этапе целеполагания удается установить причины несовместимости целей* наметить пути их устранения и направить проект на решение главной проблемы.

Прогнозирование - как система научно обоснованных представлений о развитии исследуемого объекта, социальной сферы в будущем является одним из важнейших этапов проектной деятельности и основывается на методах экспертной оценки, моделирования, экстраполяции. Социальное прогнозирование направлено на изучение тенденций и перспектив развития социальных систем, общественных процессов и явлений. Как правило, все объекты социальной реальности без исключения могут изучаться в прогнозных исследованиях, но далеко не все из них становятся объектами проектной деятельности - нужен социальный заказ. Типовая методика прогнозирования предполагает описание и оценку (диагноз) объекта прогнозирования, построение поисковой и нормативной модели, корректировку в соответствии с факторами влияния. Прогнозная модель объекта формируется на основе изучения его основных показателей, факторов влияния, определения проблем и тенденций развития. Модели формируют информационный образ будущих объектов на основе идеала и существующих норм. В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, структуру, дают проектировщикам информацию о возможных путях развития социальной системы, включая прогноз последствий, в котором нередко заложено предостережение.

Проблему выбора в этом плане решает теоретическое знание об объекте - конструкт, что позволяет из разнообразия моделей выбрать наиболее эффективную социальную систему с учетом имеющихся ресурсов и затрат. Проект в данном случае представляет идеальную модель объекта, которая будет проверяться в действующей системе и обретать более реальные черты в соответствии с заданными критериями.

Этапы социального проектирования. Процесс социального проектирования отражает жизненный цикл проекта, представляющий собой промежуток времени между появлением проекта и моментом его ликвидации по причине прекращения финансирования.

Процесс проектирования включает следующие этапы:

- предпроектная ситуация;

- разработка концепции проекта;

- проведение социальной экспертизы проекта;

- планирование проекта;

- составление бюджета проекта;

- разработка социального паспорта;

- разработка проектной документации;

- защита и презентация проекта;

- реализация проекта;

- мониторинг проекта;

- завершение проекта.

Началом жизненного цикла проекта служит предпроектная ситуация, которая возникает при неудовлетворенности разработчиков проекта I социальной действительностью и стремлением к ее преобразованию. На этом этапе предполагается формулирование темы, выявление объекта и предмета исследования, разработка проектных целей и задач, описание проблем. Необходимо четко
обозначить методы и средства проектирования,!срок проектной деятельности. Проводится анализ прототипов, которые являются заместителем объекта в будущем и помогают достичь эффекта в
проектной деятельности. При этом прототипы рассматриваются как система средств проектирования, особого рода единство проектной деятельности и его объекта. Прототипы (образы будущего) должны
отвечать требованиям социального функционирования объекта и способам его производства. Прототипы, с одной стороны, обеспечивают своеобразный контроль общества над процессом
проектирования, с другой обеспечивают коммуникацию, взаимосвязь и взаимопонимание проектировщиков, заказчиков и реализаторов проекта.

На практике созданная команда проектировщиков начинает разработку проекта с написания концепции. Концепция проекта - это его основные положения, представленные в определенной системе. В концепции определяются конечные цели проекта и возможные пути их достижения, доказывается актуальность, определяются задачи, содержание предполагаемой деятельности, дается правовое, экономическое, социальное, организационное обоснование проекта. В изложение концепции проекта включается общая оценка его жизнеспособности на основе базовых расчетов. Все представленные положения должны быть обоснованы, доказана актуальность. Актуальность определяется тем, насколько значима социальная проблема, какой она имеет масштаб. При формулировании проблемы необходимо установить возможности ее решения, проблема должна быть реальной и решаемой.

Логика социального проектирования заставляет отталкиваться от социальной потребности общества, из этого следует постановка цели проекта и разработка замысла проекта. Основанием появления замысла проекта является процесс творчества, креативность -способность создавать новое и полезное для общества. Замысел и цель должны быть достижимы в рамках данного проекта. Задачи проекта -это конкретные пункты, реальные действия, которые предстоит реализовать в действительности. При формулировании задач необходимо использовать критерии конкретности, территориальности, определенности во времени и реальности.

В процессе проектной деятельности разрабатывается предварительный план, дающий представление о том, что потребуется выполнить в ходе реализации проекта и какими средствами. Правильно спланированный проект удовлетворяет потребности заказчика в рамках выделенного времени, стоимости ресурсов и создаваемой инфраструктуры. Решение о выборе проекта, как правило, основывается на оценках предварительного плана. Детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. При разработке генерального плана необходимо учитывать мнение заказчика. Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо являющееся инвестором или уполномоченным инвестора. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, организации и предприятия, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности, международные организации, физические лица - граждане России и зарубежных государств.

При подготовке проекта важно установить перечень и порядок мероприятий, организационных действий, направленных на реализацию проекта. Мероприятия в плане разрабатываются в соответствии в соответствии с задачами, определяются ресурсы, сроки, ответственные исполнители, объемы финансирования, конечный результат. Следует учитывать правила ограниченности ресурсов (отказаться от лишнего), времени, места, последствий. Рассчитанный по времени, ресурсам и затратам проект выступает в качестве управленческого средства осуществления позитивных социальных изменений в обществе. Для контроля за его реализацией необходимо проводить мониторинг и отслеживать последствия, происходящие в социальной сфере

Социокультурное проектирование рассматривается в науке как специфическая технология, представляющая собой творческую конструктивную деятельность, ведущую к формированию моделей развития и позитивным преобразованиям социума и культуры или культурного феномена общества в целом.

Объектом социокультурного проектирования является сложная модель, состоящая из двух подсистем - социума и культуры, которые постоянно вступают в противоречивые отношения, так как понятие нормы меняется во времени. Следовательно, в качестве объекта исследования могут выступать общенациональная культура в целом, регион или муниципальное образование как совокупность социально-культурной деятельности, молодежная культура, социокультурный потенциал развития отдельной личности.

Предметом изучения в данном контексте могут быть процессы оптимизации моделей культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а целью - создание условий для развития качества культурной жизни современного общества, поддержка приоритетных направлений культурной деятельности, способствующих повышению духовно-нравственного потенциала социума. §

Таким образом, социально- культурная система является важнейшей областью проектной деятельности на любой территории, включая территорию семьи и личности. Регион в процессе проектирования культурных изменений необходимо представлять как определенную духовно-культурную общность, которая определяется историей, этнокультурным составом, традициями, инфраструктурным потенциалом.

Новая наука культорология определяет социальную активность в сфере культуры понятием «социокультурная деятельность». Культура рассматривается как совокупность традиций, норм, ценностей, характерных для определенной социальной общности. Социальное и культурное начало присутствуют и взаимодействуют в обществе всегда. Человек является носителем социальных ролей и культурных ценностей. Культура - это представление особого национального мира, образуемого языком, национальной психологией, искусством, литературой.

Проект в данном случае является средством сохранения или создания социальных явлений или культурных феноменов содержательно соответствующих сложившимся в обществе нормам. При этом очень важно достоверно определить нормативную составляющую, которая не всегда в культуре имеет четко выраженные показатели. Социокультурные проекты зависят от тезауруса, ценностной позиции проектировщика, его представлении оо идеальном состоянии культуры и общества. Социальный проект в этом контексте будет представлять инновационную модель сконструированного в соответствии с заданными требованиями социокультурного объекта. Возникает вопрос - можно ли управлять этим сложным процессом создания новой социокультурной реальности? Какие требуются проектные технологии?

В этой связи в парадигме проектирования является важным формулирование на основе целеполагания конкретных задач проектной деятельности:

- анализ социокультурной ситуации и диагностика проблем;

- поиск и разработка вариантов решений проблемы с учетом имеющихся ресурсов;

- выбор наиболее оптимальной модели (социально приемлемой и культурно обоснованной), способной привести к положительным изменениям в объектной области проектирования.

- оформление проекта на основе существующей методики;

- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику с учетом правового, материально-технического, финансового, кадрового обеспечения.

Технология проектирования позволяет разрабатывать программы и проекты. Программа - это развернутый документ, представляющий в масштабах определенной территории (федерации, региона, муниципального образования) мероприятия, необходимые для оптимизации социально культурной жизни. Проект может быть самостоятельным, может выступать составной частью программы развития социокультурной жизни территории. Важным | этапом технологии проектирования является исследовательская деятельность, которая позволяет проектировщику на основе социологических методов изучить реальные проблемы функционирования объектов в области культуры.

Определение понятия культура в науке многогранно, но самый глубокий смысл этому культорологическому феномену придал академик Д. Лихачев - «культура - огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией.» Для культорологичекой концепции ученого особую роль играют два показателя, определяющих этот объект - историчность и целостность. Их эволюция рассматривается в парадигме «прошлое - настоящее ­будущее», что позволяет изучать длительные тренды развития культуры, определяя общие тенденции, которые пролонгируются и в будущее. Целостность культуры заключается в тесной взаимосвязи всех ее элементов и подсистем. В разработанной академиком Д. Лихачевым «Декларации прав культуры» подчеркивается, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. В научный оборот вводится понятие «гуманитарная культура», т.е. культура, нацеленная на развитие созидательных, а не разрушительных начал в человеке и обществе. Концепция гармоничного культурного развития мира, страны, региона оставляет право каждому народу на культурное пространство для своей самобытности, национальные и региональные культурные проекты достойны поддержки и развития.

Высшей формой прототипа культурной деятельности является искусство, которое играет важную роль в духовно-нравственном воспитании общества. Но актуальное искусство меняется во времени, в Древнем Египте актуальны были пирамиды, в советской России -постулаты соцреализма, новым мировым порядком востребовано искусство инсталляции, которое широко представлено на выставках современного искусства. Каждое время создает собственный набор ценностей, следует понять и изучить, что ценно в современном мире сегодня? Можно ли говорить в этом контексте о том, что для нового гражданина мира востребованным является проект универсальной культуры, а он сам открыт для любой культуры?

Под современным искусством понимается театр, кино, живопись, литература, дизайн - все, что призвано помочь человеку ориентироваться во времени и пространстве и оставаться человеком. Искусство и социально-психологический климат общества взаимосвязаны. Искусство реально отражает процессы развития общества и обнаруживает строгие закономерности и тенденции в развитии. Различные виды искусства представляют согласованную систему и развиваются по общим правилам волнообразных колебаний аналитического и синтетического начала. Разочарование идеалами, ценностями предыдущего периода, как правило, приводит к новой проектной деятельности

Известный футуролог Олвин Тоффлер писал, что будущее во многом зависит от того, какая модель искусства создается в реальной действительности. В российской модели искусства явно заложено противоречие - в 90-е годы на первые роли вышли попса и шоу­бизнес, гламурное сообщество, которые I продолжают победное шествие по стране, оставляя руины на социокультурном пространстве. Следовательно, государственное и общественное регулирование в этой области ослаблено.

Предметом отдельного научного исследования может быть проектная разработка развития театрального искусства, кино, музеев, библиотек. Прогнозная оценка позволяет сделать вывод, что в России закрепилась тенденция увеличения численности театров и музеев. Особенно значительный количественный рост существует в музейном деле, с 1991 года количество музеев практически удвоилось и составляет 2223 музея. Количество театров возросло на треть и превысило показатель 600. Несмотря на увеличение количественного тренда, посещаемость театров и музеев снизилась, как показывают социологические опросы, предпочтение главный зритель страны — молодежь отдает кино.

Сокращение количественного тренда наблюдается среди библиотек, с начала перестройки потеряно 12 тыс. библиотек, действует - 50,7 тысяч. Значительно сократилось количество детских школ по искусству. Тенденция сокращения посетителей учреждений культуры легко экстраполируется и на будущее, ее обоснование лежит не только в демографической составляющей. Прослеживается динамика снижения потребности населения в культурных услугах. Негативная ситуация прослеживается в провинциальной России с доступностью учреждений культуры, поэтому востребованы такие глобальные проекты как «Читающая Россия», «Библиотеки интеллектуальные центры», «Самобытная культура народов».

В науке описывается три основных подхода к социальному
проектированию объектно-ориентированный, проблемно-

ориентированный и субъектно-ориентированный (тезаурусный). В принципе тезаурусный подход наиболее достоверно и точно в искусстве отражает концепцию лидеров, поэтому общество положительно воспринимает все проекты, заявленные руководителями ведущих музеев и театров страны.

В настоящее время в проектной деятельности в сфере культуры востребованы нормативно-правовая база и система стандартизации. Необходимо разработать и принять стандарты обслуживания и услуг в сфере культуры, что позволит проводить оценку качества услуг учреждений культуры, находящихся в ведении Министерства культуры на основе ежегодного мониторинга. Государственное регулирование в отрасли должно быть направлено на внедрение системы стандартов и норм на услуги, только в этом случае можно надеяться на реальное выполнение существующих программ в области культуры.

В целях комплексного решения проблем сохранения развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов РФ пролонгирована федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)**. В паспорте программы указывается, что государственным заказчиком-координатором является Министерство культуры и массовых коммуникаций. В представленной характеристике подчеркивается, что общество и государство должны обеспечить вывод культуры на новый уровень, позволяющий создать механизмы эффективного развития в рыночных условиях.

В настоящий период действует федеральная целевая программа «Развитие населения в области культурного образования на 2008 -2020 годы», которая направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и общества в культурно-эстетическом развитии, увеличение удельного веса численности посетителей культурно-просветительских учреждений, обеспечение качества просветительских услуг, образование новых и модернизация прежних культурно-досуговых учреждений, организацию условий для осуществления образовательно-педагогической деятельности

Социальные технологии как самоуправленческие начала развития постсоветской России

Предлагаемое представление о предмете такой учебной дисциплины, как «социальные технологии», является концептуальной альтернативой представлениям о социальных технологиях, основанных на трактовке исторического процесса в заранее заданном ключе догматизированного марксизма. Аналогичными являются и другие представления о человеческих потребностях иметь гарантированную историю. Божественное провидение, логика просвещения (рационализация сознания и поведения, с которой сегодня чаще всего связывают широко представленные в нашей литературе социальные технологии), исторический и научно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: