Л Е К Ц И Я № 5 5. Философские дискуссии западников и славянофилов

Первыми представителями органической русской философии были западники и славянофилы.

Западничество: П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен, Т. М. Грановский, Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин.

Основная идея: признание европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимость полного культур­ного воссоединения с Западом, использования его опыта для процветания России.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — сделал первый шаг в самостоятельном философском творчестве России XIX в., поло­жил начало идеям западников. Философское миропонимание — в «Философических письмах» и в «Апологии сумасшедшего».

В сближении России и Запада П. Чаадаев видел не механиче­ское заимствование европейского опыта, а объединение на об­щей христианской основе, требующей реформации, обновление православия: не подчинение католицизму, а освобождение от за­стывших догм и придание религиозной вере жизненности и ак­тивности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сто­рон жизни. Эта идея П. Чаадаева была разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым.

Славянофильство. Устойчивое мнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих особое историче­ское предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовной жизни. Одностороннее ошибочное толкование этого направления как реакционного или консервативного, отсталого.

Славянофилы противопоставляли Восток Западу, оставаясь в философских, религиозных, историко-философских воззре­ниях на русской почве, но не огульно националистически отри­цая достижения Запада, а признавая и высоко ценя западноевро­пейскую культуру, философию.

Творчески восприняли философию Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, стремились использовать их идеи. Отрицали негативные стороны


западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний ин­дивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность.

Истинное противостояние славянофильства Западу — в различ­ном подходе к пониманию основ русской и западноевропейской жизни.

Славянофилы: русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. Это актуально и поныне.

В развитии славянофильства особую роль сыграли И. В. Кире­евский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин.

Разные взгляды объединяет общая позиция: основополагаю­щее значение православия, вера — источник истинных знаний. В основе философского славянофильства — церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно — у А. С. Хомяко­ва: церковь — не система или организация, церковь — живой ду­ховный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как ду­ховное единство людей, находящих в ней более совершенную, благодарную жизнь, чем вне ее.

Основной принцип церкви — органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу.

Западничество и славянофильство — две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показавшие самобытность и боль­шой творческий потенциал русской философии XIX в.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: