Лекция № 62. Этапы исторического развития этических представлений

Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место этики в системе знания.

Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков обращается к истолкова­нию основополагающих категорий добра и зла. По мнению сто­иков, одно не может существовать без другого. Добро есть нечто объективно существующее, постижение которого доступно толь­ко высшему (Божественному) разуму, тогда как зло — это резуль­тат субъективной оценки человека.

Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но трактует их обратным образом. Достижение челове­ком блага рассматривается как путь, прохождение которого осно­вано на четком различии факторов, способствующих достиже­нию цели, и факторов, препятствующих этому. Первые — источник наслаждения, вторые — страдания.

Следующий важный этап в истории формирования этики свя­зан с христианством. Знаменательно, что раннехристианские мо­ральные представления формировались в условиях социальной неоднородности, общественного (классового) и имущественного (сословного) расслоения. Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предпола­гало сопротивление без нанесения вреда другому, противостоя­ние нравственное.

Средневековая этика возвращается к переосмыслению содер­жания основных этических категорий, и прежде всего добра и зла. У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее аб­солютного добра.

Этика позднего cредневековья (Фома Аквинский) связывает ка­тегории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы


воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и проявле­нием Божественной благодати.

Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гумани­стическую направленность. Главным предметом исследования становится сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяю­щими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственно­сти, предъявляя к нему высокие духовные требования.

Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этиче­ские концепции. Просветителей в равной мере не удовлетворяли и христианская этика, и атеизм. Зло ассоциировалось с неспра­ведливостью, социальным неравенством, несовершенством госу­дарственного устройства.

В основу этики И. Канта положены категорический импера­тив, внутренний нравственный закон личности. Моральное чув­ство, понимаемое И. Кантом как восприимчивость к удоволь­ствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы нравственно мерт­вым, ничем не отличающимся от животного. Моральное чув­ство — врожденное качество. К этой же категории И. Кант отно­сил и совесть.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: