Учебно-методическая карта дисциплины

№ темы   Название вопросов, которые изучаются на лекциях Семинарские занятия (номера, вопросы) Нагляд-ные и методич. пособия Самостоятельная работа студента   Формы контроля знаний
Содержание часы
             
  Философия как феномен культуры 1. Типы мировоззрения. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения. 2. Специфика и структура философских знаний. 3. Соотношение философии с наукой, искусством, религией. 4. Проблема генезиса философии. Философия и мифология.   Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-11 (на выбор),27 *Изучить вопросы 1. Типы мировоззрения; 2. Философия и мифология. Изучить рекомендованную литературу 2* -
  Философия Древнего Востока 1. Социокультурные особенности древневосточных цивилизаций. 2. Древнеиндийская философия и ее основные школы. 3. Специфика древнекитайской философии, ее морально-политическая направленность. - Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор),27 дополнит. 1, 12, 31, 34, 35. а) Изучить вопросы: 1.Религиозно- мифологический ха-рактер древнеиндийской фило-софии (школы веданты, локаяты, философский смысл буддизма); 2. Рационально- политическая нап-равленность древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, легизм). б) Изучить рекомендованную литературу. 4/6* -
  Древнегреческая философия 1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия досократиков. Проблема первоначала. 3. Философия и жизненный путь Сократа. Знание как добродетель. 4. Философия Платона и Аристотеля: сходство и различия. 5. Философия эпохи эллинизма.   Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор),27 дополнит. 1, 13,19, 20, 31,34, 36. а) Изучить вопросы: 1. Античная натурфилософия: проблема первоначала; 2. Античный материализм: особенности и концепции; 3. Проблемы методологии в античной философии: эклектика, софистика, диалектика. 4. Политические концепции Платона и Аристотеля. б) Изучить рекомендованную литературу. 4/6* -
4,5 Философия эпохи средневековья и Возрождения Семинар №1 1. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения. 2. Основные этапы развития средневековой философии. 3. Проблема соотношения веры и знания. 4. Социально-экономические и духовные предпосылки философии Возрождения. 5. Ренессансный гуманизм. 6. Натурфилософия позднего Возрождения. Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор),27 дополнит. 1,6, 13, 18, 21,30, 31, 34, 35, 36. а) Изучить данные вопросы; б) Изучить рекомендованную литературу; в) Подготовить рефераты на темы: "Проблема универсалий в средневековой схоластике"; "Патристика и ее влияние на западноевропейскую философию"; "Натурфилософия эпохи Возрождения"; "Гуманизм и антропоцентризм в философии и эстетике эпохи Возрождения". 6/8* Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 1-3,5
  Европейская философия XVII- XIX вв 1. Социально-экономическая и духовная атмосфера XYII века. 2.Становление эксперимен-тально-математического естест-вознания. Проблема метода в философии Ф.Бекона и Р.Декарта 3. Учение о субстанции в фило-софии Нового времени 4.Французский материализм эпохи Просвещения: концепции и особенности. 5. Идеология и социальная фило-софия Просвещения. 6. Субъективный идеализм в философии XVIII в     Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор),27 дополнит. 1,4,13,27, 31. а) Изучить вопросы: 1. Эмпиризм и рационализм- направления в философии; 2. Концепции субстанции Б.Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница. 3. Политическая философия XVII- XVIII вв: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Монтескье, Ж-Ж Руссо, А.Вольтер. 4. Утопические идеи в философии XVII- XVIII вв. б) Изучить рекомендованную литературу. 6/8* -
  Классическая немецкая философия 1. Общая характеристика немец-кой классической философии. 2. Анализ И. Кантом познаватель-ных способностей субъекта. 3. Философия Гегеля. Система и метод философии Гегеля. 4. Антропологический материа-лизм Л. Фейербаха.   Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор),27 дополнит. 1,7,22,30,31 а) Изучить данные вопросы; б) Изучить рекомендованную литературу. 4/4* -
  Философия ХIХ века: основные направления и школы 1.Философия и эстетика романтизма. 2.Иррациональная философия Кьеркегора, Ницше и Шопенгауэра. 3. Марксистская философия и ее исторические судьбы   Метод. 1,2 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор),27 дополнит. 1,13, 31. а) Изучить вопросы: 1. Философские основания романтизма (И.Гете, Жан- Поль, Ф.Шлегель, Ф.Шиллер и др.); 2. Иррациональная философия Кьеркегора, Ницше и Шопенгауэра; 3. Марксистская концепция диалектики и материалистическое понимание истории в марксизме. 4. Исторические судьбы марксизма: неомарксизм, постмарксизм. б) Изучить рекомендованную литературу. 2/2* -
7. Философия XX в: основные школы и направления. 1.Феноменология, герменевтика в философии XX в. 2. Интуитивизм, психоанализ 3. Экзистенциализм и философия жизни. 4. Позитивизм и его исторические формы. 5.Современная религиозная философия 6.Феномен постмодернизма в современной философии   Метод. 1,2,3 Лит-ра: основная 1-12 (на выбор), 27, 22. дополнит. 1,3,5,11,14, 31, 37. а) Изучить данные вопросы: б) Изучить рекомендованную литературу. 4/4* -
8. Философия и национальное самосознание Семинар №2 1. Специфика и основные черты русской философии. 2. Философская мысль Беларуси: этапы и особенности. Метод. 1,2 Лит-ра: основная 2, 6,7,28. дополнит. 10, 14, 15, 16, 17, 28. а) Изучить вопросы: 1. Философские воззрения западников и славянофилов 2. Философская концепция всеединства. 3.Философия русского космизма 4. Русская религиозная философия б) Подготовить рефераты на темы: "Традиции гуманизма в белорусской философской мысли"; "Философия и развитие белорусского самосознания". в) Изучить рекомендованную литературу. 6/8* Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 1-8
  Зачет - 1 семестр
9, 10. Метафизика и онтология. Философия природы 1. Проблема бытия в различных философских традициях. 2. Проблема субстанции. Понятие материи и его эволюция. 3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи. 4.Пространство и время как формы существования материи. 5.Диалектика как концептуаль-ная система, ее исторические формы. 6.Природа как объект изучения в философских и научных концепциях. 7. Синергетика и ее роль в понимании природы. 8. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы   Метод. 1, 2 Лит-ра: основная 2, 6,7,22, 27. дополнит. 9, 27, 31, 37 а) Изучить вопросы: 1. Метафизика и онтология- основ-ные стратегии познания бытия. 2. Категориальный аппарат онтологии. 3. Диалектика как философская концепция развития. 4. Субстанциональная и реляцио-нная концепции пространства- времени. 5. Эволюция представлений о природе в философских системах Запада и Востока. 6. Природа как самоорганизующая-ся система. 7. Биосфера, ноосфера, проблемы коэволюции. б) Изучить рекомендованную литературу. 4/4* -
11, 12. Философия сознания Проблема человека в философии и науке Семинар 3: 1. Проблема сознания и основные подходы к ее решению. 2. Проблема происхождения сознания. 3. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта. 4. Структура сознания. Сознание и язык. Проблема бессознатель-ного. 5. Человек как предмет философ-ского анализа. 6. Концепции антропогенеза. 7. Свобода и творчество как экзистенциальные характеристики человеческого бытия. 8. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества Метод. 1,2 Лит-ра: основная 2, 7,9, 11, 27. дополнит. 3, 31, 33, 34, 35, 37 При подготовке к семинару: а) Изучить данные вопросы: б) Подготовить рефераты по теме: "Психоанализ: этапы и концепции", "Философская антропология М.Шелера, А.Гелена и Г.Плеснера", "Философия экзистенциализма". в) Изучить рекомендованную литературу. 4/6* Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 9,10,12
13,14. Познание как предмет философского анализа. Наука и ее социокультурный статус. Семинар №4: 1. Специфика познавательного отношения человека к миру. 2. Познание как деятельность. Объект и субъект познания. 3. Чувственные и рациональные формы отражения реальности и их взаимоотношение. 4. Проблема истины. 5. Понятие науки. Наука как специфическая деятельность. 6. Предмет философской методологии. 7. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Основные методы научного познания. 8.Понятие форм научного познания (факт, проблема, идея, гипотеза, теория). 9. Конструктивно-эвристическая роль философии в процессе перестройки оснований научного познания. Метод. 1,2 Лит-ра: основная 2, 7, 9, 27. дополнит. 2, 23, 26, 27, 32, 37, 39, 40. а) Изучить данные вопросы. б) Изучить рекомендованную литературу в) Подготовить рефераты по темам: "Проблема познаваемости мира", "Наука в системе социальных ценностей". 6/8* Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 12
15,16, 17,18,19. Основные проблемы и понятия социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Философия политики и права. Философия культуры. Философия техники. 1. Общество как объект философского анализа. Основные концепции социогенеза. 2. Формационный, цивилизационный, культурологический подходы к анализу истории общества. 3. Понятия политики, власти, права в социальной философии. Государство как социальный институт. Культурно-исторические основы идеологии белорусской государственности. 4. Сущность и признаки правового государства 5. Философия культуры: основные концепции и их особенности. 6. Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации. 7. Современные футурологические модели и необходимость оптимизации стратегии человеческой жизнедеятельности в третьем тысячелетии. - Метод. 1,2 Лит-ра: основная 2,7,8,9, 16, 17,19, 20, 28, 27. дополнит. 24, 25, 29, 31, 32, 33, 38, 40. а) Изучить данные вопросы; б) Изучить рекомендованную литературу. 14/16* -
               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: