№ темы
|
Название вопросов, которые изучаются на лекциях
| Семинарские занятия
(номера, вопросы)
| Нагляд-ные и
методич. пособия
| Самостоятельная работа студента
|
Формы
контроля
знаний
|
Содержание
| часы
|
|
|
|
|
|
|
|
| Философия как феномен культуры
1. Типы мировоззрения. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения.
2. Специфика и структура философских знаний.
3. Соотношение философии с наукой, искусством, религией.
4. Проблема генезиса философии. Философия и мифология.
|
| Метод. 1,2
Лит-ра:
основная
1-11 (на выбор),27
| *Изучить вопросы
1. Типы мировоззрения;
2. Философия и мифология.
Изучить рекомендованную литературу
| 2*
| -
|
| Философия Древнего Востока
1. Социокультурные особенности древневосточных цивилизаций.
2. Древнеиндийская философия и ее основные школы.
3. Специфика древнекитайской философии, ее морально-политическая направленность.
| -
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор),27
дополнит.
1, 12, 31, 34, 35.
| а) Изучить вопросы:
1.Религиозно- мифологический ха-рактер древнеиндийской фило-софии (школы веданты, локаяты, философский смысл буддизма);
2. Рационально- политическая нап-равленность древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, легизм).
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 4/6*
| -
|
| Древнегреческая философия
1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация.
2. Философия досократиков. Проблема первоначала.
3. Философия и жизненный путь Сократа. Знание как добродетель.
4. Философия Платона и Аристотеля: сходство и различия.
5. Философия эпохи эллинизма.
|
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор),27
дополнит.
1, 13,19, 20, 31,34, 36.
| а) Изучить вопросы:
1. Античная натурфилософия: проблема первоначала;
2. Античный материализм: особенности и концепции;
3. Проблемы методологии в античной философии: эклектика, софистика, диалектика.
4. Политические концепции Платона и Аристотеля.
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 4/6*
| -
|
4,5
| Философия эпохи средневековья и Возрождения
| Семинар №1
1. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения.
2. Основные этапы развития средневековой философии.
3. Проблема соотношения веры и знания.
4. Социально-экономические и духовные предпосылки философии Возрождения.
5. Ренессансный гуманизм.
6. Натурфилософия позднего Возрождения.
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор),27
дополнит.
1,6, 13, 18, 21,30, 31, 34, 35, 36.
| а) Изучить данные вопросы;
б) Изучить рекомендованную литературу;
в) Подготовить рефераты на темы:
"Проблема универсалий в средневековой схоластике";
"Патристика и ее влияние на западноевропейскую философию";
"Натурфилософия эпохи Возрождения";
"Гуманизм и антропоцентризм в философии и эстетике эпохи Возрождения".
| 6/8*
| Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 1-3,5
|
| Европейская философия XVII- XIX вв
1. Социально-экономическая и духовная атмосфера XYII века.
2.Становление эксперимен-тально-математического естест-вознания. Проблема метода в философии Ф.Бекона и Р.Декарта
3. Учение о субстанции в фило-софии Нового времени
4.Французский материализм эпохи Просвещения: концепции и особенности.
5. Идеология и социальная фило-софия Просвещения.
6. Субъективный идеализм в философии XVIII в
|
|
Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор),27
дополнит.
1,4,13,27, 31.
| а) Изучить вопросы:
1. Эмпиризм и рационализм- направления в философии;
2. Концепции субстанции Б.Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница.
3. Политическая философия XVII- XVIII вв: Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Монтескье, Ж-Ж Руссо, А.Вольтер.
4. Утопические идеи в философии XVII- XVIII вв.
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 6/8*
| -
|
| Классическая немецкая философия
1. Общая характеристика немец-кой классической философии.
2. Анализ И. Кантом познаватель-ных способностей субъекта.
3. Философия Гегеля. Система и метод философии Гегеля.
4. Антропологический материа-лизм Л. Фейербаха.
|
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор),27
дополнит.
1,7,22,30,31
| а) Изучить данные вопросы;
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 4/4*
| -
|
| Философия ХIХ века: основные направления и школы
1.Философия и эстетика романтизма.
2.Иррациональная философия Кьеркегора, Ницше и Шопенгауэра.
3. Марксистская философия и ее исторические судьбы
|
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор),27
дополнит.
1,13, 31.
| а) Изучить вопросы:
1. Философские основания романтизма (И.Гете, Жан- Поль, Ф.Шлегель, Ф.Шиллер и др.);
2. Иррациональная философия Кьеркегора, Ницше и Шопенгауэра;
3. Марксистская концепция диалектики и материалистическое понимание истории в марксизме.
4. Исторические судьбы марксизма: неомарксизм, постмарксизм.
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 2/2*
| -
|
7.
| Философия XX в: основные школы и направления.
1.Феноменология, герменевтика в философии XX в.
2. Интуитивизм, психоанализ
3. Экзистенциализм и философия жизни.
4. Позитивизм и его исторические формы.
5.Современная религиозная философия
6.Феномен постмодернизма в современной философии
|
| Метод.
1,2,3
Лит-ра:
основная
1-12 (на выбор), 27, 22.
дополнит.
1,3,5,11,14, 31, 37.
| а) Изучить данные вопросы:
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 4/4*
| -
|
8.
| Философия и национальное самосознание
| Семинар №2
1. Специфика и основные черты русской философии.
2. Философская мысль Беларуси: этапы и особенности.
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
2, 6,7,28.
дополнит.
10, 14, 15, 16, 17, 28.
| а) Изучить вопросы:
1. Философские воззрения западников и славянофилов
2. Философская концепция всеединства.
3.Философия русского космизма
4. Русская религиозная философия
б) Подготовить рефераты на темы:
"Традиции гуманизма в белорусской философской мысли";
"Философия и развитие белорусского самосознания".
в) Изучить рекомендованную литературу.
| 6/8*
| Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 1-8
|
| Зачет - 1 семестр
|
9,
10.
| Метафизика и онтология. Философия природы
1. Проблема бытия в различных философских традициях.
2. Проблема субстанции. Понятие материи и его эволюция.
3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи.
4.Пространство и время как формы существования материи.
5.Диалектика как концептуаль-ная система, ее исторические формы.
6.Природа как объект изучения в философских и научных концепциях.
7. Синергетика и ее роль в понимании природы.
8. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы
|
| Метод.
1, 2
Лит-ра:
основная
2, 6,7,22, 27.
дополнит.
9, 27, 31, 37
| а) Изучить вопросы:
1. Метафизика и онтология- основ-ные стратегии познания бытия.
2. Категориальный аппарат онтологии.
3. Диалектика как философская концепция развития.
4. Субстанциональная и реляцио-нная концепции пространства- времени.
5. Эволюция представлений о природе в философских системах Запада и Востока.
6. Природа как самоорганизующая-ся система.
7. Биосфера, ноосфера, проблемы коэволюции.
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 4/4*
| -
|
11,
12.
| Философия сознания Проблема человека в философии и науке
| Семинар 3:
1. Проблема сознания и основные подходы к ее решению.
2. Проблема происхождения сознания.
3. Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта.
4. Структура сознания. Сознание и язык. Проблема бессознатель-ного.
5. Человек как предмет философ-ского анализа.
6. Концепции антропогенеза.
7. Свобода и творчество как экзистенциальные характеристики человеческого бытия.
8. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
2, 7,9, 11, 27.
дополнит.
3, 31, 33, 34, 35, 37
| При подготовке к семинару:
а) Изучить данные вопросы:
б) Подготовить рефераты по теме:
"Психоанализ: этапы и концепции",
"Философская антропология М.Шелера, А.Гелена и Г.Плеснера",
"Философия экзистенциализма".
в) Изучить рекомендованную литературу.
| 4/6*
| Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 9,10,12
|
13,14.
| Познание как предмет философского анализа. Наука и ее социокультурный статус.
| Семинар №4:
1. Специфика познавательного отношения человека к миру.
2. Познание как деятельность. Объект и субъект познания.
3. Чувственные и рациональные формы отражения реальности и их взаимоотношение.
4. Проблема истины.
5. Понятие науки. Наука как специфическая деятельность.
6. Предмет философской методологии.
7. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Основные методы научного познания.
8.Понятие форм научного познания (факт, проблема, идея, гипотеза, теория).
9. Конструктивно-эвристическая роль философии в процессе перестройки оснований научного познания.
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
2, 7, 9, 27.
дополнит.
2, 23, 26, 27, 32, 37, 39, 40.
| а) Изучить данные вопросы.
б) Изучить рекомендованную литературу
в) Подготовить рефераты по темам: "Проблема познаваемости мира",
"Наука в системе социальных ценностей".
| 6/8*
| Устный опрос на семинарском занятии, дискуссия, рефераты, тесты 12
|
15,16, 17,18,19.
| Основные проблемы и понятия социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система. Философия политики и права. Философия культуры.
Философия техники.
1. Общество как объект философского анализа. Основные концепции социогенеза.
2. Формационный, цивилизационный, культурологический подходы к анализу истории общества.
3. Понятия политики, власти, права в социальной философии. Государство как социальный институт. Культурно-исторические основы идеологии белорусской государственности.
4. Сущность и признаки правового государства
5. Философия культуры: основные концепции и их особенности.
6. Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации.
7. Современные футурологические модели и необходимость оптимизации стратегии человеческой жизнедеятельности в третьем тысячелетии.
| -
| Метод.
1,2
Лит-ра:
основная
2,7,8,9, 16, 17,19, 20, 28, 27.
дополнит.
24, 25, 29, 31, 32, 33, 38, 40.
| а) Изучить данные вопросы;
б) Изучить рекомендованную литературу.
| 14/16*
| -
|
| | | | | | | |