Стоимость и цена товара

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. Продавец и покупатель обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их про-ву – стоимость.

Закон стоимости – это закон товарного про-ва, согласно которому про-во и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Др. словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его про-во, но и др. факторами и в первую очередь спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью.

Закон стоимости выполняет следующую роль:

1. выступает в качестве регулятора товарного про-ва (если цена выше стоимости, то производитель получает выгоду и расширяет свое про-во, и, наоборот);

2. способствует росту производительности труда (чтобы обеспечить при неизменной цене получение прибыли, необходимо снизить индивидуальные затраты на про-во путем внедрения новейшей техники и совершенствования про-ва);

3. способствует дифференциации товаропроизво-дителей (те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего про-ва и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются).

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования эконом. деятельности на всех стадиях воспро-ва осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-эконом. системы современного общества. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет 2 функции: эконом. и социальную. Эконом. состоит в том, что она:

1. является ориентиром в стоимости про-ва товаров; цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь спроса и предложения, отклоняется от стоимости, вращаясь вокруг нее;

2. выполняет учетную функцию, появляется возможность учитывать результаты деятельности, анализировать ее эффективность;

3. выполняет стимулирующую функцию; колебания рыночных цен вокруг стоимости сигнализируют об изменениях спроса и предложения на рынке, что дает сигнал производителю об увеличении или сокращении про-ва;

4. выполняет распределительную функцию; производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода.

Социальная сущность цены состоит в обслуживании с ее помощью потребностей различных слоев и групп общества, их доходы, жизненный уровень регулируется многогранными процессами эконом. отношений, опосредуемых с помощью цен. В рыночном хозяйстве цена формируется в условиях жесткой конкуренции.

В эконом. теории стоимость товара принято выражать формулой МЗ+НП+ПП где:

МЗ – материальные затраты, т. е. стоимость средств про-ва, потребленных в данном процессе про-ва;

НП – необходимый продукт (зарплаты работников);

ПП – прибавочный продукт, т. е. та часть стоимости товара, которая определяет доходы предприятия.

Большинство товаров проходят 4 этапа своего жизненного цикла. 1) это период выведения товара на рынок, внедрения его на рынке и, соответственно, медленного увеличения сбыта. 2) период роста, быстрого расширения сбыта данного товара. 3) – период зрелости, когда товар уже добился восприятия большинством потенциальных потребителей, и началось замедление темпов сбыта. 4) период упадка, который характеризуется резким падением сбыта товара. В реальной жизни имеют место и сезонные колебания, и влияние моды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: