1. Формы экономической связи в обществе и типы хозяйственных механизмов.
1) Необходимость и смысл согласования хозяйственной деятельности
2) Отношения собственности и формы согласования: прямая и косвенная
3)Что такое хозяйственный механизм (ХМ) и его основные типы
4) Административно-командный (распределительный) ХМ как механизм экстремальных ситуаций, его плюсы и минусы на примерах истории СССР и РФ
2. Необходимость рынка (Р). Его сущность. Виды и функции рынка.
1) Рыночная форма связи в условиях общественного разделения труда
2) Рынок как сфера посреднической деятельности и его виды
3) Функции рынка (раскрыть, используя знание законов рынка).
– ценообразования
– информационная
– стимулирующая
– регулирующая
– оздоравливающая (санирующая)
3. Сущность рынка и его законы. Спрос.
1) Рынок как система экономических отношений.
2) Спрос, закон спроса, кривая спроса, изменение величины спроса под влиянием цен.
3) Потребительское поведение. Неценовые факторы изменения спроса:
|
|
- количество потребителей на рынке данного товара
- потребительские предпочтения
- уровень доходов и спрос на товары низшей и высшей категории
- размер рынка данного товара и наличие на нем сопряженных
взаимозаменяемых товаров
- размер рынка данного товара и наличие на нем сопряженных
взаимодополняемых товаров
- понятие «эффекта замещения», предельная норма замещения
- изменение в ожиданиях потребителя по доходам
- изменение в ожиданиях потребителя по ценам
- учет потребителем фактора дополнительных затрат и выгод
- степень удовлетворения потребности в товаре. Теория «предельной дополнительной» полезности. Закон убывающей «предельной» полезности.
- понятие «эффекта замещения», предельная норма замещения (График)
- кривая безразличия
- бюджетная линия
- потребительское равновесие
- карта безразличных кривых
4) Фактор времени в действии закона спроса
4. Законы рынка Предложение.
1) Закон предложения, кривая предложения.
2) Изменение величины предложения под влиянием цен.
3) Факторы, влияющие на величину предложения
- выручка от реализации
- экономическая конъюнктура
- конкуренция в отрасли
- налоговая политика
- политика торговых агентов
4) Неценовые факторы изменения предложения
- число производителей
- уровень техники в производстве
- изменение цен на взаимозаменяемые товары
- погодные условия
- условия продаж
- налоговая политика в отношении бизнеса
5. Соотношение спроса и предложения и его влияние на динамику рыночных цен
1) Ситуация избытка товаров на рынке. Плюсы и минусы для различных субъектов.
|
|
2) Ситуация дефицита товара на рынке. Плюсы и минусы для различных субъектов.
3) Равновесная ситуация на рынке. Цена равновесия.
4) Возможные методы преодоления дефицита и избытка товаров на рынке.
Все вопросы пункта 5 рассматривать с использованием графиков
6. Ценовая эластичность
1) Что такое ценовая эластичность. Коэффициент эластичности
2) Ценовая эластичность спроса и ее влияние на объем выручки (по
степени эластичности)
3) Перекрестная эластичность спроса на сопряженные товары (по степени
эластичности)
4) эластичность спроса по доходам на товары разной категории
5) эластичность предложения и факторы на нее влияющие
- наличие производственных мощностей
- уровень товарных запасов
- резерв времени у производителя
7. Противоречия экономических интересов в системе «производитель – потребитель»
1) Потребитель, как главная фигура рыночной экономики. Его экономические интересы.
2) Экономические интересы производителя на рынке.
3) Способы разрешения противоречий экономических интересов в
системе «производитель-потребитель»
4) Закон о защите прав потребителей (основные положения)
5) Органы защиты прав потребителей, их основные функции и
полномочия.
6) Необходимость выработки мер по защите производителей на рынке (борьба с так называемым «потребительским терроризмом»).