Заключение

Практика управления имеет такую же древнюю исто­рию, как само человечество, но менеджмент стал признан­ной научной дисциплиной только в начале XX века.

Эволюция теории и практики менеджмента тесно связа­на с развитием бизнеса, промышленности и науки.

Школа научной организации труда сконцентрировала свое внимание на изменении организации работ для повы­шения эффективности на неуправленческом уровне. Адми­нистративная школа определила широкие универсальные принципы управления организаций. Точка зрения бихе­виористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха органи­заций.

Все эти школы внесли важный вклад в развитие менедж­мента, но поскольку они искали «единственный лучший способ» управления и рассматривали только внутреннюю среду организации, игнорируя среду внешнюю, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей или исследова­ние операций, чтобы помочь в принятии решения и повы­сить эффективность управления.

Количественный подход вместе с процессным, систем­ным и ситуационным подходами составляют основу совре­менного менеджмента.

С точки зрения процессного подхода, управление пред­ставляет собой процесс — взаимосвязь непрерывных по­вторяющихся действий (функций), основными стадиями процесса (функциями) являются планирование, организа­ция, координация, контроль, принятие управленческих решений.

Системный подход рассматривает организацию как от­крытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязан­ных подсистем. Теория систем помогает руководителям понять взаимосвязь между отдельными частями организа­ции и между организацией и средой, ее окружающей.

Ситуационный подход расширил практическое приме­нение теории систем, определив основные внешние и внут­ренние переменные, которые влияют на организацию. По­скольку в соответствии с этим подходом методики и кон­цепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мыш­лением, с точки зрения ситуации «лучшего способа управ­ления» не существует.

Среди современных тенденций менеджмента наиболее устойчивы следующие:

■ управление корпоративной культурой становится фактором прибыльности и конкурентоспособности для коммерческой и некоммерческой организации;

■ стратегическое управление находит свое применение во все более широком спектре социальных прило­жений;

■ методы и технологии современного менеджмента, от­работанные в коммерческих организациях, распрос­траняются на некоммерческие сферы, включая госу­дарственный сектор;

■ формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента, такие как муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, финансовый менеджмент, инвес­тиционный менеджмент, кризисное управление и т.д.

Вместе с тем, сегодня очевидно, что стали появляться новые, ранее неизвестные черты менеджмента на передовых фирмах мира, что позволило сделать вывод о появлении так называемого «неоклассического» менеджмента, в ко­тором «размываются» многие представления об управле­нии, сложившиеся ранее.

В России теория менеджмента развивалась под влияни­ем западных достижений. Вместе с тем, российские ученые внесли весомый вклад в развитие теории и практики ме­неджмента. Научное исследование эволюции менеджмента в России и на Западе свидетельствует о том, что оно про­ходило на «встречных курсах».

Сегодня в России в связи с переходом к рынку крайне необходимо скорейшее формирование российской модели менеджмента. Эта модель должна сложиться с учетом луч­ших достижений мировой науки и пра^ики менеджмен­та, с учетом современных программно-технологических платформ, лучших российских разработок.

В данной работе сделана попытка осветить самые важ­ные этапы эволюции управленческой мысли, основные школы, подходы и взгляды в менеджменте с единственной целью — показать основные моменты в его развитии, ба­зовые теории, которые необходимо знать для того, чтобы переложить богатейший столетний мировой опыт на оте­чественную почву.

В любой концепции менеджмента, в различных точках зрения на него можно найти, при желании, рациональное зерно. Опыт, накопленный в менеджменте США, Японии, Западной Европы, здравый смысл в его применении помо­жет нам преодолеть отсталость в данной области и осуще­ствить переход к новому качеству экономического роста.

Сегодня в России уже много сделано для создания соб­ственной школы по изучению менеджмента. Надо двигать­ся по этому пути дальше. Нам предстоит освоить все цен­ности человеческой цивилизации в области управления. И одновременно мы должны иметь свои приоритеты, т.е. должны включиться в мировую экономику, оставаясь при этом самими собой

Незнание истории отечественной управленческой мыс­ли нередко порождает искаженные представления о дости­жениях западного научного менеджмента, развитие ко­торого освещено в научной литературе гораздо полнее. Изучение нашего собственного исторического наследия по­казывает, что отечественные ученые выдвигали и обосно­вывали идеи не менее плодотворные чем их именитые за­рубежные коллеги.

К сожалению, история отечественной управленческой мысли до сих пор изобилует «белыми пятнами». Заслужи­вающие внимания идеи российских исследователей пребы­вают в небытии. Остаются в безвестности целые научные школы, некогда прославившиеся своими достижениями во всем мире. Перед историей отечественного менеджмен­та, таким образом, стоит трудная, но почетная задача — утвердить в памяти нашего поколения имена всех отече­ственных ученых, коим обязана своим зарождением и про­грессом наука о менеджменте.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод о том, что будущность страны во многом связана с постановкой научно обоснованного менеджмента на отечественных пред­приятиях и в организациях.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

ГЛАВА 1. Этапы развития донаучного

и научного менеджмента 6

Контрольные вопросы 24

ГЛАВА 2. Становление классических школ

менеджмента 25

2.1. Школа научного менеджмента

(научной организации труда) 25

Фредерик Уинслоу Тейлор 1856—1915) 25

Генри Лоуренс Гантт (1861-1919) 30

Френк Гилбрет (1868-1924),

Лилиан Гилбрет (1878-1972) 33

Генри Форд (1863-1947) 36

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) 41

2.2. Школа административного управления 49

Анри Файоль (1842-1925) 50

Альфред П. Слоун (1875-1966) 63

Макс Вебер (1864-1920) 65

2.3. Школа человеческих отношений

и науки о поведении 71

Гуго Мюнстенберг (1863-1916) 73

Мери Паркер Фоллет (1863-1933) 77

Джордж Элтон Мэйо (1880-1949) 81

Честер Ирвинг Барнард (1886—1961) 85

Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) 89

Курт Левин (1890-1947) 93

Абрахам Маслоу (1908-1970) 100

Дэвид С. Мак-Клелланд (1917-1998) 108

Фредерик Герцберг (1923-2000) 111

Контрольные вопросы 127

Глава 3. Современные подходы к менеджменту 128

3.1. Количественный, процессный, системный

и ситуационный подходы к менеджменту 128

Карл Людвиг Фон Берталанфи (1901-1972) 134

Кеннет Эварт Боулдинг (1910—1993) 135

Энтони Стаффорд Вир (1926-2002) 135

Норберт Винер (1894-1964) 137

3.2. Направления и тенденции развития

современного менеджмента 144

Том Питере (1942 г.) 148

Питер Фердинанд Друкер (1909-2005) 149

3.3. Неоклассический менеджмент
постиндустриальной эпохи 150

Контрольные вопросы 163


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: