Подготовка к написанию

диссертации и накопление

научной информации

1.1. Выбор темы

Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать те­му — это значит наполовину обеспечить успешное ее выпол­нение. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знания, предыдущий "задел" в научном исследовании, сдачу экзаменов кандидатского минимума, нали­чие своих творческих идей, опыт выступлений в научных круж­ках или на собраниях специалистов с научными сообщениями, знание иностранных языков и т.п.

Немаловажное значение имеет и так называемый психоло­гический настрой начинающего исследователя. Одни из них смело готовятся преодолевать трудности аспирантуры или соискатель­ства ученой степени, хорошо понимая, что это вхождение в науку потребует большого напряжения творческих сил, иници­ативы и фантазии, организаторских способностей и профессио­нальных знаний. Другие как-то не уверены в себе и часто вы­сказывают мысль, что все в природе и обществе давно изучено и едва ли осталась для них какая-нибудь дельная тематика.

Диссертации, как известно, пишутся по-разному. Одни ис­ходят из чисто практических соображений, потому что надо по­лучить ученую степень, и работают над диссертацией только для этого. Они берут тему какую попало, лишь бы "защититься". Другие рассматривают диссертацию как возможность реализовать задуманную идею, которую они долго вынашивали, пока она не "созрела". Именно у таких людей наибольшие шансы выбрать хорошую тему, над которой они будут работать целеустремлен­но и с удовлетворением за полученные результаты.

При выборе темы кандидатской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Многие видные ученые предлагают для исследования конк­ретные темы с "переднего края" науки и техники. Начинающему научному работнику, занятому поиском актуальной и социально значимой темы, необходимо прислушиваться к их советам.

Но если молодой ученый не может сам выбрать тему для диссертации, он вправе обратиться за консультацией в любое научное учреждение страны.

Выбрать тему диссертации соискателю могут помочь сле­дующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознаком­ление с уже выполненными па кафедре диссертационны­ми работами.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и по­рой неожиданные решения. По определению академика А.Е.Ферсмана, "наука держится теми тесными связями, ко­торые она умеет установить с соседними дисциплинами, уме­лым заимствованием чужих методов, продуманным внедре­нием своих завоеваний и своих методов в другие науки".

3. Оценка состояния разработки методов исследования, прин­ципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйст­ва. При этом следует обращать внимание на возможность применения "чужих" методов, используемых в смежных об­ластях применительно к изучению "своей" области знания.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи но­вых методов, с новых теоретических позиций, с привле­чением новых, существенных фактов, выявленных дис­сертантом. Выбор темы диссертации по принципу основа­тельного пересмотра уже известных в науке теоретиче­ских положений с новых позиций, под новым углом зре­ния, на более высоком техническом уровне широко при­меняется в практике научной работы.

Существенную помощь в выборе темы оказывает ознаком­ление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы предпринимательской деятельности, еще мало изученные в теоретическом плане.

Выбрав тему, соискатель должен уяснить, в чем заключа­ется сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление вы­бранной темы.

Говоря о новизне идеи (а следовательно, и темы), нель­зя забывать известное положение, что не всякое новое обяза­тельно прогрессивно, так же как и не всякое старое консер­вативно. Но правильно подмечено: новое сильно тем, что оно обычно несет в себе все прогрессивное старого, поэтому за ним будущее.

Научная новизна применительно к самой диссертации — это признак, наличие которого дает автору право на исполь­зование понятия "впервые" при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом[2].

Понятие "впервые" означает в науке факт отсутствия по­добных результатов до их публикации. Впервые может прово­диться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Для большого количества наук научная новизна проявля­ется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-эконо­мических результатов. Новыми могут быть только те поло­жения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее на­правлений.

Научная новизна исторических исследований состоит во вве­дении в научный оборот новых не использованных ранее на­учных источников, в определении генезиса развития той или иной отрасли научного знания, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки.

При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных ра­бот не выполнялось. В прошлом одним из признаков актуаль­ности темы исследования была принадлежность ее к плану на­учно-исследовательской работы организации, в которой работает соискатель, или к государственному плану научно-исследова­тельской работы. В современных условиях этот признак утра­тил свою актуальность.

При оценке актуальности выбранной темы нельзя исходить из политической ситуации в стране или мире. Подлинная наука не терпит конъюнктурных подходов. Политизация при оценке актуальности в недавнем прошлом приводила подчас к сужению спектра направлений научных исследований, исключению из не­го тех направлений, которые не пользовались по каким-либо причинам поддержкой правящей партии, что приводило к не­объективности научных разработок.

Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой ха­рактер имеет конкретное научное исследование.

Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования в монографиях, учебниках, научных статьях; в наличии авторских свидетельств, актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации ре­зультатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений; в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании ре­зультатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов.

Если диссертация будет носить методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспери­ментальной работы системы методов и средств совершенство­вания экономического, технического или социального развития страны. Сюда же относят исследования по научному обоснова­нию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.

Формы внедрения научных результатов методического ха­рактера могут быть весьма различны. Основные из них сле­дующие:

— предложения по совершенствованию систем социально-эко­номического, технического, политического, юридического и т.п. регулирования;

— рекомендации по совершенствованию экономического ме­ханизма, управления социальными процессами и т.д.;

— нормативные и методические документы, которые утвер­ждены или рекомендованы к использованию министерст­вами, государственными комитетами, ведомствами, объеди­нениями или другими заинтересованными организациями.

Если предполагается, что будущее исследование будет обес­печивать научное обоснование путей оптимизации трудовых и материальных ресурсов или производственных процессов, т.е. но­сить сугубо прикладной характер, то его практическая значи­мость может проявляться в следующих формах:

— научного обоснования вариантов направлений, способов со­вершенствования условий и эффективности труда, основ­ных производственных и непроизводственных фондов, ма­териальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельности объ­единения, ведомства, организации;

— экономического обоснования мероприятий по использова­нию научно-технических достижений в различных областях

науки и практики;

— обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предпри­ятий и организаций;

— решение отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;

— использование результатов исследования в разработках про­ектных институтов, проектно-конструкторских и других ор­ганизаций.

1.2. Составление индивидуального и рабочего планов

Совместная работа диссертанта и его руководителя начинается с составления индивидуального плана обучения в аспирантуре. Такой план является основным руководящим документом, ко­торый определяет специализацию, содержание, объем, сроки обу­чения студента в аспирантуре и формы его аттестации. В нем же формулируется тема диссертации, выполнение которой осу­ществляется по отдельному, так называемому рабочему плану.

Завершается работа над составлением индивидуального пла­на соискателя заполнением специального бланка.

В дальнейшем научный руководитель помогает составить со­искателю рабочий план его работы над диссертацией. В обя­занности научного руководителя входит также работа но со­ставлению календарного графика работы соискателя. Кроме то­го, научный руководитель:

— рекомендует необходимую литературу, справочные, стати­стические и архивные материалы и другие источники по теме;

— проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

— оценивает содержание выполненной диссертации как но

частям, так и в целом;

— дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, руководитель оказывает научную и мето­дическую помощь, систематически контролирует выполнение ра­боты, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Рабочий план начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в ос­нову такого замысла будет положена лишь гипотеза, т.е. пред­положение, изложенное как на основе интуиции (предчувствия), так и на предварительно разработанной версии (т.е. на сооб­щении чего-либо в целях предварительного объяснения). Но да­же и такая подстановка дела позволит систематизировать и упо­рядочить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах да­ет характеристику предмета исследования, однако в дальней­шем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться не­изменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план — рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях ра­боты, позволяя "эскизно" представить исследуемую проблему в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках (или полосках бумаги). Это по­зволит в результате ряда механических перестановок найти на­иболее логичную и приемлемую для данного исследования схе­му их расположения.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем Судет систематизироваться весь собран­ный фактический материал. Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического вклю­чения в такой план все новых и новых данных его можно до­вести до окончательной структурно-фактологической схемы дис­сертационной работы.

Таким образом, на следующем этапе планирования диссер­тационного исследования составляется уточненный рабочий план со всеми подробностями и наибольшей конкретизацией заданий.

Соискателю необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. При организационной оче­редности задания выполняются в зависимости от наличия воз­можности и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения пла­нируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости уче­та стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей ра­боте, формулирует центральную задачу, выявляет все доступ­ные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает не­обходимые методы и приемы действий, находит наиболее удоб­ное время для выполнения каждой операции.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя, при сохранении какого-то чет­кого и определенного научного направления в работе.

С учетом специфики творческого процесса план исследова­ния должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случай­ности.

Прочные знания и трезвый, всесторонний учет возможных обстоятельств при решении сложной научной задачи открывают дорогу научному предвидению, творческой деловой фантазии. Научное исследование не может вестись без плана. Только пла­новое исследование позволяет надежно скрывать, шаг за шагом глубоко познавать новые объективные закономерности во всей окружающей действительности.

1.3. Библиографический поиск литературных источников

Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого на­учного исследования, который, как уже указывалось ранее, на­ходит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмыс­ливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы про­блемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при бег­лом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в це­лом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточ­нить план.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного иссле­дования. К ним относятся материалы, опубликованные в раз­личных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска ко­торых оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведениях пе­чати, но и идеями и фактами, в них заключенными.

Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.

В настоящее время выпуском информационных изданий за­нимаются институты, центры и службы научно-технической ин­формации (НТИ), которые охватывают все отрасли народного хозяйства.

Сеть этих институтов и организаций в нашей стране объ­единена в Государственную систему научно-технической инфор­мации (ГСНТИ), которая осуществляет централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечест­венной и зарубежной литературы но естествознанию и техни­ческим наукам занимается ВИНИТИ, по общественным — ИНИОН, патентной документации — НПО "Поиск"; отчеты о НИР и ОКР, защищенные диссертации обрабатывает ВНТИЦ, нормативно-техническую документацию — ВНИИКИ.

Основная масса пособий указанных выше институтов и ор­ганизаций четко подразделяется на три вида таких изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную со­вокупность библиографических описаний, которые извещают спе­циалистов о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две (функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сиг­нальная функция), а с другой — сообщает необходимые све­дения для его отыскания (адресная функция). Из библиогра­фических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний ча­сто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно корот­кие сроки с момента выхода публикации до момента отраже­ния ее в указателе.

Наиболее значительным библиографическим указателем яв­ляется "Сигнальная информация" (СИ) ВИНИТИ. Цель такого издания — быстро информировать специалистов о новых пуб­ликациях по мировой науке и технике. Именно на эти изда­ния возложена сейчас функция опережающего оповещения чи­тателей о только что вышедшей научной и технической ли­тературе. СИ представляет собой по преимуществу система­тические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тема­тика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Отечественные и зарубежные публикации по медико-соци­альным, гигиеническим и клиническим дисциплинам отража­ются в СИ ВИНИТИ в специальной серии "Биология". Опера­тивность подготовки СИ исключительно высока — в среднем один-два месяца, периодичность выпуска — 24 номера в год.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных до­кументов (или их частей) с основными (фактическими сведе­ниями и выводами. К реферативным изданиям относятся ре­феративные журналы, реферативные сборники, экспресс-инфор­мация, информационные листки.

Реферативные журналы в Российской Федерации по есте­ственным и техническим наукам издает ВИНИТИ под общим заголовком "Реферативный журнал" (РЖ). РЖ ВИНИТИ — ос­новное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую ли­тературу по естествознанию и технике, публикуя рефераты, ан­нотации и библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники.

РЖ ВИНИТИ — единое многосерийное издание, состоя­щее из сводных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоятельными тетрадями) и из отдельных выпусков, не вхо­дящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет — 12 раз в год за исключением РЖ "Химия" и "Биологическая хи­мия", которые выходят 24 раза в год. Интервал с момента по­явления публикации до ее отражения в РЖ в среднем около четырех месяцев.

Реферативные сборники представляют собой периодиче­ские, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпу­скают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие из­дания носят обычно узкотематический характер.

Экспресс-информация (ЭИ) — это периодическое издание журнальной или листовой формы, которое содержит расширен­ные рефераты наиболее актуальных опубликованных зарубеж­ных материалов и неопубликованных отечественных докумен­тов, требующих оперативного освещения.

Наибольшую известность среди изданий рассматриваемого вида получила экспресс-информация ВИНИТИ, которая адре­суется работникам промышленности, научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций и ос­вобождает их от необходимости отбирать материалы среди ог­ромного числа публикаций в РЖ. Выпуски ЭИ рассылаются по подписке.

В ЭИ публикуются расширенные рефераты наиболее акту­альных журнальных статей, описаний патентов, отчетов о на­учных работах и других документов научно-технического ха­рактера. Рефераты содержат все основные данные первоисточ­ников, сопровождающиеся рисунками (графики, схемы, диаграм­мы, фотографии) и таблицами, а также теоретическими выклад­ками, вследствие чего необходимость обращения к оригиналу отпадает.

Периодичность выхода выпусков ЭИ различна. В ВИНИТИ периодичность каждой серии — четыре номера в месяц (48 но­меров в год). С момента получения оригинальной публикации до ее отражения проходит два-три месяца.

Потребность в информации, способствующей внедрению до­стижений науки и техники в производство, вызвала широкое распространение информационных листков — оперативных печатных изданий, которые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или науч­но-технических достижениях.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров (для всесоюзных органов ин­формации). Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в пер­вичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или прак­тической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров — обеспечить проведение научных исследо­ваний и опытно-конструкторских разработок на современном уров­не развития науки и техники, устранить параллелизм в работе научно-исследовательских организаций, помочь сделать правиль­ный выбор направления и методов разработки в определенной области.

Наиболее значительным обзорным изданием по естествозна­нию и технике является серия сборников ВИНИТИ "Итоги на­уки и техники" (ИНТ). Это издание обобщает и систематизирует сведения но материалам, опубликованным в соответствующих выпусках РЖ ВИНИТИ за один—три года. ИНТ издается се­риями но отраслям науки и техники и выходит томами с пе­риодичностью один-два раза в год. Каждый том содержит спи­сок литературы с указанием номеров рефератов. Серии ИНТ заняли прочное место в системе информационно-библиографических изданий.

В отличие от бюллетеней сигнальной информации и ре­феративных журналов, где помещаются библиографические описания и рефераты отдельных публикаций, серии ИНТ со­держат концентрированную обзорную информацию по актуаль­ным вопросам науки и техники, полученную в результате ана­лиза и оценки содержания большого числа публикаций по каж­дому вопросу. Цель выпуска таких серий — предоставлять спе­циалистам критически оцененную и обобщенную информацию проблемно-ориентировочного характера, знакомя их с содержа­нием наиболее важных публикаций с минимальными затратами времени. Это позволяет обеспечивать развитие научных иссле­дований и опытно-конструкторских разработок на современном уровне и устранять параллелизм в работе научно-исследователь­ских организаций.

Очень полезен для розыска материалов, не попавших в пе­чать, Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦентр), осуществляющий сбор, накопление и об­работку информации по всем видам непубликуемых исследо­вательских работ, проводимых в стране, и издающий по ним информационные издания реферативного и сигнального типа; Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ), изда­ющий информационные указатели литературы; Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ), выпускающий оригинальные и собственные инфор­мационные издания по различным направлениям изобретатель­ства, в том числе сигнальные, библиографические и рефера­тивные издания.

Исследователям, работающим в области отраслевой науки, следует обязательно знакомиться с изданиями центральных от­раслевых органов информации, таких как Всероссийского инс­титута информации и технико-экономических исследований аг­ропромышленного комплекса. Всероссийского научно-исследова­тельского института информации и технико-экономических ис­следований но электронике (Информэлектро), Научно-информа­ционного центра "Информнечать".

Соискателю, ведущему разыскание литературных источни­ков, нельзя обойти вниманием библиографические указатели ли­тературы Государственной публичной научно-технической биб­лиотеки (ГПНТБ). Следует обращать внимание на издания Все­российской книжной палаты, которая выпускает библиографи­ческие указатели "Книжная летопись", "Летопись периодических и продолжающихся изданий", "Летопись газетных статей" и др.; издания Российской государственной библиотеки; Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки.

Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска следует использовать автоматизиро­ванные информационно-поисковые системы, базы и банки дан­ных. Данные поиска могут быть использовать непосредственно, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к обнару­жению первичных источников информации, каковыми являются научные труды (монографии, сборники) и другие нужные для научной работы издания.

В связи с развитием научно-исследовательских работ и не­обходимостью детально анализировать литературу, выпущенную в предыдущие годы, все большее значение для исследователей приобретает ретроспективная библиография, назначением ко­торой является подготовка и распространение библиографиче­ской информации о произведениях печати за какой-либо пе­риод времени прошлого.

Эта библиография представлена широким кругом пособий. Среди них тематические указатели и обзоры, внутрикнижные и пристатейные списки литературы, каталоги отраслевых на­учно-технических издательств, персональная библиография вы­дающихся естествоиспытателей и инженеров, библиографические указатели но истории естествознания и техники.

Тематические указатели и обзоры — основная часть ретрос­пективных изданий по естествознанию и технике. Их готовят центральные научно-технические библиотеки, библиотеки ака­демий, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, а также органы научно-технической информации. Ука­затели отражают литературу но какой-либо отрасли в целом или но ее разделу.

Особую группу ретроспективных общеотраслевых библиог­рафических пособий составляют указатели но техническим спра­вочникам. Издаются узкоспециальные ретроспективные библи­ографические указатели и обзоры. Они выпускаются научно-тех­ническими библиотеками научно-исследовательских институтов и высших учетных заведений, а также службами научно-тех­нической информации.

Особый вид ретроспективной библиографии — внутрикнижные и пристатейные списки литературы. Социологические ис­следования показывают, что такие списки приносят специали­стам огромную пользу, поскольку информируют их о вышедших за предшествующие годы публикациях, непосредственно отно­сящихся к их роду занятий или профессии, минуя промежу­точные библиографические звенья.

Эффективным является помещение списков литературы в отраслевой технической периодике. Сейчас но различным от­раслям техники и производства в нашей стране выходит свыше 1000 журналов, периодических сборников и бюллетеней, каж­дый из которых может информировать своих читателей об име­ющихся книгах и опубликованных статьях.

В монографиях библиографические списки встречаются осо­бенно часто и обычно помещаются в конце книги. В темати­ческих сборниках списки приводятся после каждого крупного раздела. В некоторых случаях внутрикнижные списки могут быть большими.

Ретроспективными указателями служат и каталоги отрас­левых научно-технических издательств. Их ценность заключа­ется в том, что они содержат наиболее полные и точные спи­ски книг по тематическому профилю того или иного изда­тельства.

Ретроспективный характер носит персональная библиография выдающихся деятелей естествознания и техники. Она очень раз­нообразна и представлена большим числом изданий. Это пер­сональные указатели трудов отдельных ученых и литературы о них, рубрики "персоналии" в некоторых изданиях и, наконец, библиографические словари, содержащие списки произведений

нескольких ученых, а также литературу и библиографические списки о них.

1.4. Изучение литературы и отбор фактического материала

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных воп­росах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэто­му статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометы на нолях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

— общее ознакомление с произведением в целом но его ог­лавлению;

— беглый просмотр всего содержания;

— чтение в порядке последовательности расположения ма­териала;

— выборочное чтение какой-либо части произведения;

— выписка представляющих интерес материалов;

— критическая оценка записанного, его редактирование и "чи­стовая" запись как фрагмент текста будущей диссертаци­онной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Стра­ницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой — свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные ме­ста текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать най­денную информацию. Этот процесс должен совершаться в те­чение всей работы над темой, тогда собственные мысли, воз­никшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат ос­новой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его прак­тического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным воп­росом или разделом, надо постоянно видеть его связь с про­блемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь де­лить на части, каждую из которых продумать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполез­ной; очень редко они используются полностью. Поэтому необ­ходим их тщательный отбор и оценки. Научное творчество вклю­чает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и пред­ставлением в форме, удобной для анализа и выводов. Факты, применяя образное сравнение, не лежат на поверхности, а скры­ты подобно самородкам и крупицам золота, рассеянным в гро­маде пустой породы. Из этого позволительно сделать вывод, что отбор научных фактов — не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Ученый похож на строителя сложного и оригинального со­оружения. Он бережно собирает нужные строительные мате­риалы, все складывается в строгом и определенном порядке. Не беда, если материалы собраны в некотором избытке, лишь бы не было в них недостатка.

Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие "научный факт" значительно шире и многогран­нее чем понятие "факт", применяемое в обыденной жизни. Ког­да говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объектив­ные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и вы­водятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность и объективность и достоверность. Новизна на­учного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Большое познавательное значение новых научных фактов тре­бует учета и критической оценки их действенности. В одних

случаях знание новых фактов расширяет наши представления о реальной действительности; в других — обогащает наши воз­можности для ее изменения; в третьих — настораживает и за­ставляет людей быть бдительными, чтобы новые знания о при­роде вещей не послужили во вред человеку.

Точность научного факта определяется объективными ме­тодами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна са­мому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безуслов­ное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.

Достоверность научных (фактов в значительной степени за­висит от достоверности первоисточников, от их целевого на­значения и характера их информации. Очевидно, что офици­альное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография, как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; на­учный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы уч­реждений, учебных заведений или обществ по важнейшим на­учным и научно-техническим проблемам, — все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую цен­ность. В своей основе они безусловно принадлежат к числу до­стоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

Что касается научных статей, то здесь с позиций досто­верности их следует рассматривать по их видам и в зависи­мости от того, к каким наукам они относятся: к научно-тех­ническим или гуманитарным.

В числе источников большое место занимают научные статьи. Они могут быть классифицированы по-разному. С по­зиций достоверности целесообразно делить научные статьи на те, которые относятся к техническим наукам (научно-техниче­ские статьи), и те, которые относятся к наукам гуманитарным, и частности, общественным.

Теоретическая статья в области технических и других точ­ных наук обычно отличается точностью доказательств с при­менением современных математических методов, моделирования, с привлечением данных экспериментальных исследований. В та­кой статье сведения достаточно обоснованы. Результаты расче­тов н экспериментов, их оценочные данные, методики, условия решения задачи, а также другая информация — все это обычно носит достоверный характер.

Теоретическая статья в области гуманитарных наук значи­тельно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рас­суждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Досто­верность ее содержания находится в зависимости от достовер­ности используемой исходной информации. Однако здесь важ­ное значение имеет позиция автора, его мировоззрение, в за­висимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные по­ложения, различного рода неточности. Поэтому следует разо­браться в этом и верно оценить ее содержание, точно уста­новить истинность суждений автора статьи и дать им соответ­ствующую оценку.

В области техники, математики, естествознания часто при­ходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Наряду со сведениями, относящимися к ходу исследований, в таких стать­ях приводятся данные об апробации полученных результатов, об их состоявшейся или возможной реализации, об экономи­ческой или производственной эффективности и др. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, об ее те­оретической и практической значимости.

Следует выделить научно-технические статьи, в которых мо­гут содержаться результаты незаконченных научных исследо­ваний. Такие результаты считают предварительными, поэтому они должны быть подвергнуты особо тщательному анализу и оценке.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С по­добной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении. В технических на­уках к информационной можно отнести статью, в которой при­водятся сведения об изделиях, о технологических процессах и т.н.

Подобно статьям, различной степенью достоверности обла­дают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т.н.

О достоверности исходной информации может свидетель­ствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, от­куда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забы­вать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, тех­ника и культура. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Особой формой фактического материала являются цита­ты [3], которые органически вплетаются в текст диссертации, со­ставляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они ис­пользуются для того, чтобы без искажений передать мысль ав­тора первоисточника, для идентификации взглядов при сопо­ставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат не­обходимой опорой автору диссертации в процессе анализа и син­теза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объектив­ной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут ис­пользоваться и для подтверждения отдельных суждений, ко­торые делает соискатель.

Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки те­мы диссертации.

От ее автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть раз­личными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют основной сути взглядов его ав­тора. В других — цитаты ограничиваются словами, которые со­держат только часть мысли, например, ту, которая больше от­вечает интересам автора диссертации. Иногда в цитате изла­гается точка зрения не на тот предмет, который рассматри­вается в данном контексте. Возможны и иные смысловые не­точности при цитировании.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пере­сказу текста первоисточника. В этом случае также не исклю­чается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Отобранный фактический материал тщательно регистриру­ется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Укажем только наиболее распространенные:

а) записи результатов экспериментальных исследований, раз­личного рода измерений и наблюдений, записи в поле­вых дневниках и записных книжках, историях болезни;

б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.). При этом обязательно на таких выписках точно ука­зывать источник заимствования, чтобы при необходимо­сти их легко можно найти.

Одновременно с регистрацией собранного материала следу­ет вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п. При этом особую роль играет клас­сификация, без которой невозможно научное построение или вывод.

Классификация дает возможность наиболее коротким и пра­вильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов про­блемы. Она облегчает поиск и помогает установить ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо прово­дить в течение всего процесса изучения материала. Она яв­ляется одной из центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.

Часть 2.

Работа над рукописью

диссертации

2.1. Композиция диссертационного произведения

Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, ак­туальности темы и прикладному значению полученных резуль­татов, но и по уровню общеметодической подготовки этого на­учного произведения, что прежде всего находит отражение в его композиции.

Разумеется, нет и не может быть никакого стандарта по выбору композиции диссертационного труда. Каждый его автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внут­реннюю логическую связь в таком виде, какой он считает луч­шим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческо­го замысла. Традиционно сложилась определенная композици­онная структура диссертационного произведения, основными эле­ментами которой в порядке их расположения являются сле­дующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Главы основной части

5. Заключение

6. Библиографический список

7. Приложения

8. Вспомогательные указатели

Титульный лист является первой страницей диссертаци­онной работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения или научной организации. Верхнее ноле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплош­ной чертой.

Далее указывается фамилия, имя и отчество диссертанта (в именительном падеже).

В среднем ноле дается заглавие диссертационной работы, которое проводится без слова "тема" и в кавычки не заклю­чается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

Очень краткие названия научных работ (одно-два слова) сви­детельствуют о том, что исследование проведено с исчерпыва­ющей полнотой. В диссертационных работах, освещающих обыч­но узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а по­тому и более многословным.

Не следует допускать в заглавии диссертационной работы неопределенных формулировок, например: "Анализ некоторых вопросов...", а также штампованных формулировок типа: "К воп­росу о...", "К изучению...", "Материалы к...".

Если соискатель хочет конкретизировать заглавие своей ра­боты, можно дать подзаголовок, который должен быть предель­но кратким и не превращаться в новое заглавие.

После заглавия диссертации помещается шифр из номен­клатуры специальности соискателя и ученая степень, на соиска­ние которой представляется диссертация.

Далее ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы научного руководителя, а также его уче­ное звание и ученая степень.

В нижнем поле указывается место выполнения диссерта­ционной работы и год ее написания (без слова "год").

После титульного листа помещается оглавление (см. обра­зец), в котором приводятся все заголовки диссертационной ра­боты (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и ука­зываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки ог­лавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокра­щать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать Друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три—пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Образец оформления титульного листа диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Московская государственная ордена Трудового Красного Знамени

академия печати

На правах рукописи

Фролов Валерий Васильевич

Отечественное медицинское книгоиздание

Развитие издательского репертуара

1917-1985

Специальность 05.25.04 - " Книговедение "

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Научный руководитель —

кандидат филологических наук

профессор Ф.А.Кузин

Москва - 1995

Образец оформления оглавления диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………..…………………………..……..3

Глава 1. Становление и развитие советского

медицинского книгоиздания (1917-1930)………………………….17

1.1. Дореволюционное отечественное медицинское

книгоиздание…………………………………………………….……..17

1.2. Медицинское книгоиздание в первые годы

советской власти……………………………………………..………..32

Глава 2. Советское медицинское книгоиздание в

период довоенных пятилеток и в годы

Великой Отечественной войны (1931-1945)………………………57

2.1. Медицинское книгоиздание в 1930-е годы…………………...57

2.2. Медицинское книгоиздание в период Великой

Отечественной войны (1941-1945)………………………………….71

Глава 3. Советское медицинское книгоиздание

в послевоенный период (1946—1985)……………………………..82

3.1. Медицинское книгоиздание в середине 40-х -

начале 60-х годов……………………………………….……………..82

3.2. Медицинское книгоиздание в 60-е— середине

80-х годов………………………………………………………..……..109

Заключение…………………………………………………………….145

Библиографический список использованной

Литературы…………………………………………………………….154

Приложения……………………………………………………………175

Нумерация рубрик делается но индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, ко­торым она подчинена.

Введение к диссертации. Здесь обычно обосновывается ак­туальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указы­вается избранный метод (или методы) исследования, сообща­ется, в чем заключается теоретическая значимость и приклад­ная ценность полученных результатов, а также отмечаются по­ложения, которые выносятся на защиту.

Таким образом, введение — очень ответственная часть дис­сертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в даль­нейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Поэтому основные части вве­дения к диссертации рассмотрим более подробно.

Актуальность — обязательное требование к любой дис­сертации. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, ха­рактеризует его научную зрелость и профессиональную подго­товленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах 1—2 страниц машинописного текста по­казать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Таким образом, если диссертанту удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исс­ледования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно оп­ределить научную проблему, а следовательно, и сформулиро­вать ее суть.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. с положе­нием, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема — это тот же вопрос, только наиболее важный и слож­ный. Это так и не так, поскольку специфической чертой про­блемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается воп­роса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Чтобы читателю диссертационной работы сообщить о со­стоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести в вы­воду, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод диссертант сделать не может, то он лишает себя права па разработку выбранной темы, поскольку ему, образно говоря, не имеет смысла изобретать уже изобретенный велосипед.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его уме­ние систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими ис­следователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует система­тизировать в определенной логической связи и последователь­ности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическим порядке их пуб­ликации.

Поскольку кандидатская диссертация обычно посвящается срав­нительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно диссертанту из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное от­ношение к теме диссертации, должны быть названы и кри­тически оценены.

Иногда соискатель, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тща­тельного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От (формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к (фор­мулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в со­ответствии с этой целью. Это обычно делается в (форме пе­речисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вы­вести (формулу... и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав диссертационной работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание дис­сертанта, именно предмет исследования определяет тему дис­сертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения диссертационной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, яв­ляясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного про­цесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конк­ретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (офи­циальных, научных, литературных, библиографических), а также ука­зываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру дис­сертационной работы, т.е. дать перечень ее структурных эле­ментов и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части диссертационной работы под­робно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущ­но важными для понимания решения научной задачи, выно­сятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответст­вовать теме диссертационной работы и полностью ее раскры­вать. Эти главы должны показать умение диссертанта сжато, логично и аргументирование излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Диссертационная работа заканчивается заключительной ча­стью, которая так и называется "заключение". Как и всякое за­ключение, эта часть диссертации выполняет роль концовки, обус­ловленной логикой проведения исследования, которая носит фор­му синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конк­ретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному зна­нию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что со­ставляет итоговые результаты исследования, которые часто офор­мляются в виде некоторого количества пронумерованных аб­зацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытека­ющая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Однако к оценке практической ценности научных резуль­татов нельзя в полной мере применять те критерии, которыми пользуются при организации и планировании производственных задач. Конечно, эффективность выполнения научной задачи, так же как и производственной, измеряется затратами материальных и людских ресурсов, расходом времени на исполнение и по-

лученной прибылью от применения научных результатов на прак­тике. Но оценка научных результатов более сложна и не всегда укладывается в общепринятые экономические критерии.

В самом деле при оценке общих и фундаментальных ис­следований весьма трудно, а порой невозможно, учесть тот прак­тический эффект, который может дать сегодня практическая реализация новых знаний о мире, понимание новых закономер­ностей явлений. Они могут определяться спустя некоторое вре­мя, продолжительность которого заранее не известна.

Может случиться и так, что поисковое исследование не ре­шает поставленной задачи, но дает ответы на другие важные вопросы, которые вовсе не ставились в плане данной работы, а были решены попутно. Правильно мнение, что при оценке плановых фундаментальных исследований важно определять, на­сколько удалось приблизиться к решению основной задачи и есть ли какая-нибудь возможность решить ее полностью или частично; обоснован ли был выбор методов исследования и по­следовательность решения плановых задач; в какой мере по­лученные результаты могут быть использованы на практике.

Иной характер имеет оценка научных работ прикладного значения, так как в самом плане исследования уже определя­ются конкретные задачи, что трудно сделать при выполнении фундаментальных исследований, особенно поискового плана.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщен­ной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно ука­зать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные по­бочные научные результаты получены, какие встают новые на­учные задачи в связи с проведением диссертационного иссле­дования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает уровень профессиональной зрелости и на­учной квалификации ее автора.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальней­шего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Заключение может включать в себя и практические пред­ложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга ра­бот, проведенных лично диссертантом и внедренных на про­изводстве.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть диссертации представ­ляет собой не простой перечень полученных результатов про­веденного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формули­рование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самосто­ятельную творческую работу диссертанта.

Каждый включенный в такой список литературный источ­ник должен иметь отражение в рукописи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные ма­териалы. Не следуют включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тек­сте диссертационной работы[4].

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, на­пример, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоко­лы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не­опубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех ви­дов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справоч­но-сопроводительного аппарата диссертации, помогающими поль­зоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются как продолжение диссертации на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специ­альной папке (или переплете), на лицевой стороне которой да­ют заголовок "Приложения" и затем повторяют все элементы титульного листа диссертации.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, дол­жна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется че­рез ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обыч­но сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скоб­ки по форме: (см. приложение 5).

Диссертацию желательно снабжать вспомогательными указателями, которые помещаются после приложений или па их месте, если последние отсутствуют. Наиболее распространен­ными являются алфавитно-предметные указатели, представля­ющие собой перечень основных понятий, встречающихся в тек­сте, которые непосредственно относятся к нему, с указанием страниц.

Наличие алфавитно-предметного указателя существенно об­легчает ориентировку в диссертации. Он является как бы пу­теводителем по ней, указывая, где и что можно найти на ее страницах. В известном смысле такой указатель можно сравнить с каталогом библиотеки, по шифру которого можно определить место данной книги на полке.

Составление алфавитно-предметного указателя является де­лом весьма сложным, поэтому студент, прежде чем браться за эту работу, должен уяснить некоторые технические правила его подготовки.

Основными элементами указателя являются рубрики, ко­торые включают в свой состав заголовки, подзаголовки и ссыл­ки к номерам страниц текста.

В качестве первого слова рубрики обычно выступают су­ществительные и прилагательные, однако это могут быть и лю­бые другие части речи.

В одной рубрике не должно быть больше 10 номеров стра­ниц, так как при большем их числе усложняется работа с ука­зателем. Если число номеров превышает 10, следует рубрику дробить на подрубрики.

Словесная формулировка заголовков и подзаголовков дол­жна позволять быстро найти рубрику или подрубрику в ука­зателе. Эта формулировка должна совпадать с той, которую на­иболее вероятно выберет читатель для поиска.

В заголовках и подзаголовках можно допускать инверсию (пе­рестановку) слов для лучшего расположения материала. Так, вме­сто "Теория вероятности" предпочтительнее "Вероятностей теория".

Оформляя указатели,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: