Сопоставительная характеристика бухгалтерского и налогового учета

Налоговый и бухгалтерский учет существенно отличаются друг от друга, но в то же время это две взаимосвязанные учетные системы.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, основными этапами бухгалтерского учета являются сбор, регистрация и обобщение информации.

Сбор и регистрация информации осуществляются путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организаций в бухгалтерском учете. Этап обобщения информации, содержащейся в первичных учетных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи. Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Налоговый учет, как правило, состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухгалтерского учета.

Таким образом, в основе налогового учета лежат первичные учетные документы, включая бухгалтерские справки. Требования к оформлению первичных учетных документов установлены ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение, хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают. Вместе с тем для налогового учета используются бухгалтерские первичные документы и справки.

Предприятия и организации в силу законодательства обязаны вести бухгалтерский учет. Система бухгалтерского учета построена таким образом, что в состоянии вырабатывать показатели реальной стоимости имущества предприятий и организаций, показатели прибыли и добавленной стоимости. При этом выработка таких показателей, как прибыль и реальная стоимость имущества является задачей бухгалтерского учета. Другие показатели (например, добавленную стоимость) можно вычислить на основе информации, поставляемой системой бухгалтерского учета.

Вместе с тем система налогового и бухгалтерского учета имеет расхождения. Правила учета объектов для целей налогообложения не всегда совпадают с правилами, установленными в нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет. Сравнительная характеристика правил бухгалтерского и налогового учета.

различаются не только правила группировки доходов и расходов организации, их признания в бухгалтерском и налоговом учете, но и правила квалификации и классификации амортизируемого имущества, способы оценки материально-производственных запасов, основных средств и т.д.

При этом действующее налоговое законодательство по существу выбрало многие элементы системы бухгалтерского учета. Данный вывод о связи и разделении налогового и бухгалтерского учета нашел отражение в Налоговом кодексе, где сформулированы общие принципы налогового учета:

- налоговый учет представляет собой единую систему обязательного отражения результатов экономической деятельности налогоплательщика и иных объектов, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;

- налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения, включая налоговый контроль;

- налоговый учет ведется на основе данных бухгалтерского учета или иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;

- налоговый учет ведется самостоятельно налогоплательщиком в соответствии с принципами, установленными в НК РФ;

- налоговый учет полученных доходов и осуществленных расходов ведется налогоплательщиком в соответствии с используемым им методом налогового учета. Налогоплательщик обязан правильно и своевременно относить полученные доходы и осуществленные расходы (в зависимости от применяемого их учета) к тем отчетным периодам, когда они получены, осуществлены или подлежат признанию в качестве таковых;

- ведение налогового учета должно обеспечивать полное представление обо всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положении.

Таким образом, налоговый и бухгалтерский учеты различны, но и не исключается тесная связь и взаимопроникновение налогового и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет был и остается основой налогового учета.

6. Нормативное регулирование налогового учета.

Необходимость ведения налогового учёта в организациях продиктована тем, что исчислить налоговую базу только по правилам ведения бухгалтерского учёта в настоящее время невозможно.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Принципы - правила ведения налогового учёта, закреплённые в учётной политике в разделе налогового учёта и в инструкции по ведению налоговых регистров, карточек, расчётов и отчётов (применение разных измерителей, документирование и систематизация операций, инвентаризация остатков НЗП и готовой продукции, оценка имущества и др.).

Основными принципами построения системы налогового учёта являются:

- максимальное сближение финансового и налогового учёта;

- устранение избыточности налогового учёта;

- использование методов бухгалтерского учёта для разработки методов налогового учёта.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же формы представления данных на бумажных носителях определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а так же порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Ответственность за организацию налогового учета на предприятии и его руководство несет руководитель предприятия, через неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований финансово-экономической (бухгалтерской) службы в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и отвечает за формирование учётной политики, в том числе в части налогового учёта.

7. Регистры налогового учета: определение, содержание, варианты ведения.

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен главой 25 "Налог на прибыль организаций", которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

19 появились описания регистров налогового учета, разработанные специалистами МНС РФ. Всего сотрудники МНС РФ разработали и привели описания для 51 регистра. Для каждого регистра приведен перечень реквизитов (от 4-х до 26-и). Для каждого реквизита приводится наименование и источник информации, т.е. откуда должна браться информация, которая должна отражаться в этом реквизите: из первичного документа, из другого регистра или вычисляться расчетным путем. Разумеется, как набор регистров, так и перечень реквизитов в каждом из них, являются примерными, рекомендуемыми. Каждая организация, исходя из специфики своей деятельности или особенностей организации учета, может, как дополнить приведенный список регистров разработанными самостоятельно регистрами налогового учета, так и любой из приведенных регистров дополнить необходимыми для этой организации реквизитами. А также, наоборот, не использовать какие либо регистры, или реквизиты в них, если специфика деятельности организации такова, что у нее нет объектов учета, которые должны отражаться в этих регистрах.

Хотя разработанные специалистами МНС РФ описания регистров налогового учета представляют для бухгалтеров большое подспорье при самостоятельной организации налогового учета, тем не менее, они требуют некоторой доработки, чтобы превратить каждое из описаний в привычную для бухгалтеров форму ведомости или разработочной таблицы. Автор проделал эту работу и превратил эти описания в ведомости, графы которых представляют собой приведенные в описаниях реквизиты, а в строках которых должна помещаться информация об объектах учета. Выражаем надежду, что разработанные регистры налогового учета в виде табличных форм окажут помощь бухгалтерам при организации ведения налогового учета на своем предприятии.

Анализ приведенных регистров налогового учета показывает, что каждый из регистров представляет собой по сути оборотно-сальдовую ведомость, в графах которых помещаются наименования объектов учета, некоторые другие характеристики объектов учета (дата приобретения или ввода в эксплуатацию, стоимость и т.д.), операция, производимая над объектом учета, некоторые параметры этой операции (дата, номер и другие реквизиты документа и т.д.), начальный остаток объекта учета до операции, приход, расход, конечный остаток объекта учета после операции. В строках этих оборотно-сальдовых ведомостей должны приводиться эти самые объекты учета. Стоимостные показатели, относящиеся к некоторому набору объектов учета, обладающих одинаковыми характеристиками, суммируются в еще один реквизит регистра налогового учета. Некоторые из оборотно-сальдовых ведомостей разбиты на две (не мною, а специалистами МНС РФ при описании соответствующих регистров). В одной - начальный остаток объекта учета до операции, приход и конечный остаток объекта учета после операции. В другой - начальный остаток объекта учета до операции, расход и конечный остаток объекта учета после операции.

При выполнении работы по превращению описаний регистров в ведомости в виде таблиц обнаружен ряд очевидных, по мнению автора, неточностей и опечаток. Они исправлены без ссылок и оговорок. Некоторые из регистров, превращенных в ведомости, мы пытались заполнить числовыми примерами, при этом в ряде случаев возникала необходимость ввода дополнительных граф. В "шапках" ведомостей мы старались приводить подробные описания показателей (реквизитов) отражаемых в этих графах. Так как налоговый учет - вещь новая, к регистрам налогового учета бухгалтеры еще не привыкли, то мы считаем весьма полезным к каждой приведенной таблице приложить разработанные специалистами МНС РФ описания входящих в нее реквизитов. Для удобства ссылок, мы позволили себе вставить нумерацию регистров и в описание, и в таблицы.

Еще раз подчеркнем, что приводимые регистры налогового учета, представленные в виде ведомостей - таблиц, составлены на основе описаний регистров, разработанных специалистами МНС РФ. Бухгалтеры при организации налогового учета на своем предприятии должны четко осознавать, что приведенные регистры "не догма, а руководство к действию", т.е. можно вводить новые графы, исключать некоторые из имеющихся, вообще не использовать некоторые из регистров, или разработать дополнительно "свои", если специфика предприятия или организации учета в ней этого требует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: