Формулировка темы работы должна быть идентичной, утверждённой приказом по институту

Должности, ученые степени и ученые звания руководителя дипломной работы, консультанта (если он принимал участие при подготовке работы) на титульном листе разрешается сокращать. Например: доктор юридических наук – д.ю.н.; кандидат юридических наук – к.ю.н.; профессор – проф.; доцент – доц.; старший преподаватель – ст. преп. (приложение 4).

Содержание дипломной работы – включает перечень глав, параграфов, начиная от введения и заканчивая приложениями, с указанием страницы начала каждой главы. Последовательность и наименования параграфов в содержании и самой работе должны обязательно совпадать. Содержание позволяет единомоментно увидеть и оценить структуру работы. (приложение 5).

Во введении дипломной работы излагаются актуальность темы с постановкой проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель (цели) исследования, гипотезы (не является обязательной частью введения), задачи исследования, методология исследования, нормативная основа исследования, характеристика используемого автором эмпирического материала и структура работы.

Методологический аппарат вместе с выводами – это самые важные части работы.

При наличии у обучающегося научных публикаций по теме дипломной работы – желательно указать это в конце введения?

При обосновании актуальности темы исследования дипломник анализирует состояние, имеющейся правоприменительной практики и опыта работы сотрудников правоохранительных органов; решения, принимаемые органами власти, относительно тех вопросов, которые планируется рассмотреть; научную литературу по данной теме, труды ученых, которые уже в какой-то мере изучали этот вопрос. Актуальность темы исследования следует считать раскрытой, если в ней дается обоснованный ответ на вопрос: почему данную проблему нужно решать в настоящее время.

Вслед за проблемой, на решение которой было направлено данное исследование, определяются объект и предмет исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Для определения объекта следует ответить на вопрос: что рассматривать? Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Так, предметом исследования, посвященного убийству, выступают уголовно-правовая норма, тенденции ее развития и правоприменительная практика по делам об убийстве.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над дипломной темой, в идеале – это выработка автором мер по решению изучаемой проблемы.

Задачи исследования определяют после формулировки целей дипломной работы.

Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практической деятельности.

Задачи исследования могут включать в себя решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.); экспериментальное изучение практики решения проблемы, выявление ее реального состояния; обоснование и экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы.

Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели выпускной квалификационной работы.

Пожалуй, одна из наиболее сложных задач – определение методологической основы работы. В философии под методологией понимается учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека[12].Методология в узком смысле этого понятия есть система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В связи с этим, методология дипломной работы – совокупность приемов и операций, способов освоения действительности. При изучении уголовно-правовых институтов исследователь опирается на положения общей теории квалификации преступлений, основные положения процесса криминализации, учения о наказании, теории назначения наказания.

Кроме того, методологию дипломного исследования могут составлять, наряду с общенаучным диалектическим методом научного познания, и частно-научные методы исследования: исторический, или же историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, анализа, индукции, а также эмпирические методы – опрос (анкетирование или интервьюирование) и анализ документов, экспертных оценок и др.

Нормативная основа дипломного исследования включает в себя все нормативные правовые акты, использованные при написании работы, а также постановления пленума Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации.

Что касается характеристики использованного автором эмпирического материала, то здесь автор должен указать, например, результаты анализа статистических данных о количестве зарегистрированных преступлений, данные о лицах, совершивших эти преступления, и об их жертвах, результаты, полученные в ходе изучения уголовных дел, рассмотренных судами или находящихся в производстве. При этом стоит учитывать, что данные должны быть не менее чем за 3-5 лет, предшествующие году защиты работы. Кроме того, к эмпирическим материалам будут относится результаты анкетирования сотрудников правоохранительных, судебных органов и другие.

Следующий элемент Структура работы -включает перечисление ее структурных образований, например: «работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и литературы».

Вместе с тем отметим, что введение – это, как правило, короткий раздел из 4-5 страниц. Его, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

В главах основной части дипломной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме исследования и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение обучающегося сжато, логично и аргументировано излагать материал. Как правило, Основная часть дипломной работы содержит несколько глав (обычно 2 или 3), которые, в свою очередь делятся на параграфы. Рекомендуется деление работы на главы и параграфы осуществлять так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.

Первая глава работы, как правило, содержит обычно теоретический материал, вторая – экспериментальный. Каждая глава содержит 2-3, иногда 4 параграфа. Глава, как правило, занимает 20-25 страниц, а параграф – 10-15.

Логичным будет и завершение каждого параграфа краткими выводами.

В тексте можно помещать необходимый иллюстративный материал, однако он не должен перегружать основную часть работы. К иллюстративному материалу можно отнести материалы судебной практики, данные анкетирования, статистические данные, оформленные в виде таблиц, графиков или схем и т.д. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Как и всякое заключение, эта часть дипломной работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится новое по отношению к исходному знанию. Это полученное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. В заключении не следует повторять содержание введения, основной части работы. Заключение обычно занимает от 1,5 до 2 страниц.

Список литературы (раздел работы носит название «Литература») помещается непосредственно после основного текста дипломной работы. В список включаются лишь те источники, которые непосредственно использованы автором при работе над дипломной темой. Приводимый список свидетельствует об объеме использованных дипломником источников, уровне изученности состояния исследуемой проблемы, навыков работы с научной литературой. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Не включают в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках.

Список должен составляться с учетом правил оформления библиографии (см. главу 4).

Приложения к работе могут быть представлены в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет и т.п. Неуместно в приложениях размещать копии приговоров судов или же иной материал, не обработанный автором.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение I», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: