Танец в живописи

Эти полотна художников объединяет пристуствие танца в своих замыслах. Каждый из авторов выразил свое впечатление, ощущение от танца по-своему.

«Та́нец в го́роде» (фр. Danse à la ville) — картина, написанная в 1883 году французским художником Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919).

К танцевальной тематике Ренуар обращался и ранее — как, например, в известной картине «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), где было изображено множество танцующих пар. В 1883 году Ренуар написал три картины, где он персонифицировал сюжет и концентрировался на одной танцующей паре, выписывая её во всех подробностях — «Танец в городе», «Танец в Буживале» и «Танец в деревне».

Изображённый на картине «Танец в городе» мужчина одет в чёрный костюм, а женщина — в бальное платье из белой сатиновой или шёлковой тафты.

Женщина, позировавшая для картины — Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon, настоящее имя Мари-Клементина Валадон), в то время натурщица Ренуара, впоследствии ставшая известной художницей, а позирующим мужчиной был Поль Лот (Paul Lhôte)— близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель. Сюзанна Валадон и (предположительно) Поль Лот также позировали для картины «Танец в Буживале».

С 1886 года владельцем картины был известный маршан Поль Дюран-Рюэль (Paul Durand-Ruel). С 1978 года она находилась в коллекции Лувра и выставлялась в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume). В 1986 году она была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.

Деревенский танец. Огюст Ренуар 1882-1883 г

На переднем плане изображена соломенная шляпа, грубая фактура которой ярко контрастирует с гладкой поверхностью пола. Судя по всему, танцующая пара находится на открытой веранде.

Прелестный узор платья Алины живо контрастирует с черным костюмом ее партнера. Чистота и прозрачность линий обеих фигур, обнаруживают влияние, оказанное на Ренуара искусством Ренессанса, с которым он познакомился во время своей поездки в Италию.

На столе мы видим скатерть, фаянсовую посуду и стекло. Различная фактура этих предметов позволяет Ренуару продемонстрировать свое высочайшее мастерство художника при передаче деталей натюрморта.

В верхней части картины видны листья каштана, образующие изящный узор и ярко выступающие на темном фоне.

Эдгар Дега - Голубые танцовщицы. Около 1898. Бумага, пастель. 65х65

Полотно «Голубые танцовщицы» лучшая из серии картин обнаженных женщин. Картина написана любимой художником пастелью. На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Благодаря этому мы словно бы захвачены их занятием: за кулисами в ожидании выхода балерины поправляют наряды. Искусно переданное движение танцовщиц создает ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику. Здесь, как и в некоторых других его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.

На данный момент картина находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Танец жизни - Эдвард Мунк. 1899. Холст, масло. 126х190,5

Жизнь - танец. Простая идея вдохновила мастера на создание этого полотна. Слева юность, справа старость, в центре зрелая пара. Если юность полна нетерпеливого ожидания начала танца, то старость с грустью наблюдает за парами, погруженная в воспоминания. Центральная пара нетороплива и основательна, главное в них - наслаждение настоящим. Прошел юношеский задор и суетливость, старость в недалеком будущем.

Опыт и знание - преимущества зрелости. Центральная пара погружена в самих себя, окруженные энергичными молодыми танцорами, они создают особенный ритм работы, ее драматургию и действие.

Цветовое решение композиции простое и элегантное. Светлые тона юности, насыщенный красный - зрелости, старости - черный цвет. Интересная деталь - лунная дорожка на морской глади и сама луна, соединяясь, образуют человеческую фигуру с распростертыми руками. Луна - вне времени, но, увлеченная танцем жизни, она пытается слиться с людьми, чтобы испытать то, что испытывают они, совершая этот короткий для нее танец.

Танец среди мечей - Генрих Ипполитович Семирадский. 1881. Холст, масло. 120x225

Г. И. Семирадский (1843-1902) - мастер салонной живописи, услаждающей взор и украшающей жизнь, яркий представитель академизма. Успешно окончив Петербургскую Академию художеств в 1870, он получил право на заграничную поездку для изучения памятников античного искусства.

Картина «Танец среди мечей» была написана в Риме в 1881. Художник выбрал простой и никогда не устаревающий мотив, распространенный как в Древнем мире, так и - ничуть не менее - в современном ему XIX столетии. Обнаженная женщина, предмет любования и вожделения, танцует на фоне прекрасного пейзажа с античными сооружениями в окружении музицирующих гетер. Мир эллинизма представлен как вечный праздник, как утраченный некогда людьми «золотой век», беспечное и беззаботное время неги и наслаждений. Этот сюжет позволил художнику воссоздать изящную пластику прекрасного женского тела, влекущую чувственность без налета вульгарности, великолепный средиземноморский пейзаж, образующий достойное обрамление прекрасной героине.

Танец - Анри Матисс. 1910. Холст, масло. 260x391

Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу (1869-1954) заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. Перед отправкой в Россию оно выставлялось на осеннем Салоне и вызвало скандал: устроители и зрители называли художника сумасшедшим, досталось и заказчику, которого обвинили, что он собирает мусор. Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». На картине изображен хоровод пяти обнаженных людей, которые, взявшись за руки, танцуют на вершине холма. Яркое звучание трех цветов - красного, синего и зеленого - усиливает впечатление зрителя от монументального полотна, передает ощущение динамики. Художник кладет краски крупными пятнами, обводя их четкими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объемов и передачи глубины пространства. Напор и мощь, заключенные в чистых красках, передают вырвавшиеся на поверхность чувства и страсти. Мотив хоровода многократно повторялся в европейском искусстве, у Матисса же он становится воплощением ритма и экспрессии XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: