До 2015 года в пункте 4.1 ст. 161 НК РФ предусматривалось, что покупатель имущества должника-банкрота является налоговым агентом по НДС. Отсюда следовали обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДС, которые провоцировали различные спорные ситуации. См. «Минфин изменил позицию: при реализации имущества банкрота НДС уплачивает сам банкрот», «Покупатель имущества должника, признанного банкротом, является налоговым агентом по НДС».
Однако с 1 января 2015 года пункт 4.1 ст. 161 НК РФ утрачивает силу. Вместо него в подпункте 15 п. 2ст. 146 НК РФ закрепляется норма, гласящая, что при реализации имущества и имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), объект обложения НДС отсутствует. В связи с этим неоднозначные ситуации из практики должны исчезнуть.
Вычет нормируется только по представительским расходам
Напомним, что вычетам подлежат суммы НДС, которые уплачены по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль. Об этом говорится в абзаце 1 п. 7 ст. 171 НК РФ.
|
|
При этом в абзаце 2 п. 7 ст. 171 НК РФ сказано: если при расчете налога на прибыль расходы учитываются по определенным нормативам, то НДС по таким расходам принимается к вычету в пределах норм. Заметим, что в этом абзаце не уточняется, идет ли речь о всех расходах или только о тех, которые поименованы в абзаце 1 п. 7 ст. 171 НК РФ (командировочные и представительские).
Отсюда возникал вопрос: нужно ли применять правило о нормировании вычета НДС ко всем нормируемым в соответствии с главой 25 НК РФ расходам или это касается только представительских расходов, так как «командировочные» расходы не нормируются?
С 1 января 2015 года эта ситуация урегулирована: абзац 2 п. 7 ст. 171 исключен. В связи с этим с 2015 года нормировать размер вычета следует только по представительским расходам. НДС по другим по нормируемым расходам с 2015 года можно принимать к вычету в полном объеме. Следовательно, исключаются некоторые спорные ситуации, которые возникали прежде (например, см. «Три спорных момента при учете нормируемых расходов на рекламу»). Теперь рекламные расходы нормировать не нужно.