Покупатель имущества банкрота освобождается от обязанностей налогового агента по НДС

До 2015 года в пункте 4.1 ст. 161 НК РФ предусматривалось, что покупатель имущества должника-банкрота является налоговым агентом по НДС. Отсюда следовали обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДС, которые провоцировали различные спорные ситуации. См. «Минфин изменил позицию: при реализации имущества банкрота НДС уплачивает сам банкрот», «Покупатель имущества должника, признанного банкротом, является налоговым агентом по НДС».

Однако с 1 января 2015 года пункт 4.1 ст. 161 НК РФ утрачивает силу. Вместо него в подпункте 15 п. 2ст. 146 НК РФ закрепляется норма, гласящая, что при реализации имущества и имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), объект обложения НДС отсутствует. В связи с этим неоднозначные ситуации из практики должны исчезнуть.

Вычет нормируется только по представительским расходам

Напомним, что вычетам подлежат суммы НДС, которые уплачены по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль. Об этом говорится в абзаце 1 п. 7 ст. 171 НК РФ.

При этом в абзаце 2 п. 7 ст. 171 НК РФ сказано: если при расчете налога на прибыль расходы учитываются по определенным нормативам, то НДС по таким расходам принимается к вычету в пределах норм. Заметим, что в этом абзаце не уточняется, идет ли речь о всех расходах или только о тех, которые поименованы в абзаце 1 п. 7 ст. 171 НК РФ (командировочные и представительские).

Отсюда возникал вопрос: нужно ли применять правило о нормировании вычета НДС ко всем нормируемым в соответствии с главой 25 НК РФ расходам или это касается только представительских расходов, так как «командировочные» расходы не нормируются?

С 1 января 2015 года эта ситуация урегулирована: абзац 2 п. 7 ст. 171 исключен. В связи с этим с 2015 года нормировать размер вычета следует только по представительским расходам. НДС по другим по нормируемым расходам с 2015 года можно принимать к вычету в полном объеме. Следовательно, исключаются некоторые спорные ситуации, которые возникали прежде (например, см. «Три спорных момента при учете нормируемых расходов на рекламу»). Теперь рекламные расходы нормировать не нужно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: