Часть 1

Император Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 года, в день, когда православная церковь отмечает память

святого Иова Многострадального. Этому совпадению император придавал большое значение, испытывая всю жизнь “глубокую уверенность, что он обречён на страшные испытания”. Его отец, император Александр III, по оценке многих историков, был глубоко верующим, цельным человеком,хорошим семьянином. Эти качества он воспитывал и у детей.

Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе в спартанских условиях. С девяти лет престолонаследник приступил к организованному для него обучению на дому. В педагогическую коллегию вошли Н. Х. Бунге, Г. А.

Леер, О. Э. Штубендорф, А. В. Пузырёвский, Е. Е. Замысловский, Н. Н. Бекетов, Ц. А. Кюи, а также генерал Г. Г. Данилевич, и всем этим руководил К.П. Победоносцев. В течение 13 лет, по тщательно разработанной программе, велись учебные занятия будущего императора. Первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники,зоологии, анатомии и физиологии. Особое внимание уделялось изучению

политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков. Следующие 5 лет были посвящены изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного

деятеля.

Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы.

Сначала 2 года Николай служит в рядах Преображенского полка, исполняя обязанности субалтёрн-офицера, а затем ротного командира. Два летних сезона Николай проходит службу в рядах кавалерийского полка взводным

офицером, а затем эскадронным командиром.

Параллельно отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях государственного совета и кабинета министров.

В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным областям России, которые Николай совершал вместе с отцом.

Итогом обучения Николая II стало кругосветное путешествие. За девять месяцев он проехал Австрию, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию

(где на него было покушение), а затем сухим путём через всю Сибирь.

К 23 годам своей жизни Николай был высокообразованным человеком с широким кругозором, прекрасно знающим русскую литературу и историю, в совершенстве владеющим основными европейскими языками. Блестящее

образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто у государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство

ответственности за её судьбу.

С детства ему была близка мысль, что его главное предназначение -следовать российским основам, традициям и идеалам.

Хотя император Николай II получил блестящее образование и всестороннюю подготовку к государственной деятельности, но морально к ней он не был готов. Это и легко понять. Внезапная (в возрасте 49 лет) смерть отца,которому предрекали длительное царствование, вначале ввергла Николая в

растерянность. Он искренне скорбит, отмечая: “Это была смерть святого!”

Никто не понимал значения кончины царя лучше, чем 26-летний молодой человек, унаследовавший его трон. “Я видел слёзы, застилавшие его голубые глаза, - вспоминал великий князь Александр, шурин Николая, - Он

взял меня за руку и повёл вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что теперь он -император. Бремя этого ужасающего для него факта раздавило его.”

Николаю II только 26 лет, а он отвечает за судьбу огромной страны. И необходимо отметить, что к чести его - он сумел найти в себе силы принять эту ответственность, не перекладывая её ни на кого.

Свадьба с принцессой Алисой Гессенской, ставшей после миропомазания великой княжной Александрой Фёдоровной, назначенная на весну, должна была по настоянию Николая состояться раньше. Взвалив на свои плечи бремя новых обязанностей, Николай не собирался допустить, чтобы

единственный человек, который вливал в него уверенность, мог отдалиться от него. Через неделю после похорон, 26 ноября состоялась свадьба. Эта дата была выбрана в связи с днём рождения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Эта свадьба положила начало непоколебимо счастливому супружеству, которое продолжалось до последних дней их жизни.

Образцом правителя для него был первый представитель династии Романовых на российском престоле - царь Алексей Михайлович, бережно хранивший традиции страны. Но время, в которое выпало царствовать Николаю II, сильно отличалось от эпохи первых Романовых, при которых народные основы и традиции, почитаемые простым народом и правящим слоем, были объединяющим знаменем общества; к началу же XX века

российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны образованного общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергала путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из которых они считали отжившими и невежественными. Не

признавалось право России на собственный путь развития. Делалась попытка навязать ей чужую модель развития - либо западноевропейского

либерализма, либо западноевропейского марксизма.

Всю свою жизнь Николай Александрович

чувствовал на себе психологическое давление этих оппозиционных сил. Как видно из его дневников и переписки, это ему причиняло страшные моральные страдания. Твёрдая убеждённость хранить основы и традиции

России в сочетании с чувством глубокой ответственности за её судьбу делали Николая II подвижником идеи, за которую он и отдал свою жизнь.

Николай II обладал живым умом и широким кругозором, он быстро схватывал существо рассматриваемых вопросов и нередко перебивал докладчика кратким рассказом того, что последний хотел ему разъяснить.

Император имел исключительную память на лица и события. Большую часть людей, с которыми ему приходилось сталкиваться и которых было много,

он помнил в лицо. В.И.Гурко в своей книге “Царь и царица” отмечает, что благодаря своей памяти осведомлённость царя в различных вопросах была изумительная.

Император Николай II, отмечали многие государственные деятели России,

обладал совершенно исключительным личным обаянием.

Он не любил торжеств, громких речей. Ему не нравилось всё показное, искусственное, но в тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, он умел обворожить своих собеседников. Его большие лучистые глаза дополняли речь, заглядывали в душу.

Более 70 лет в нашей стране была правилом отрицательная оценка личности Николая II. Ему приписывались все унизительные характеристики: от коварства, политического ничтожества и патологической жестокости до

алкоголизма, разврата и морального разложения. Сегодня в истории всё встало на свои места.

Рассказ о Николае II был бы неполным без характеристики царицы Александры Фёдоровны.

От своей матери, Алисы Гессенской, царица унаследовала душевность и доброту. За постоянную улыбчивость и радостные чувства, которые она вызывала, её звали “солнышко”. Событие, связанное со смертью её матери и сестры от дифтерита, наложило роковую печать на характер царицы.

Вместо открытости в её поведении стали преобладать замкнутость и сдержанность, вместо общительности - застенчивость, вместо улыбчивости -

внешняя серьёзность и даже холодность. Только в кругу самых близких людей она оставалась прежней - радостной и открытой. Эти черты характера сохранились у неё навсегда и доминировали даже тогда, когда она стала императрицей. Близко знавший её учитель царских детей Пьер

Николай II работал без помощников, один, что отличало его от большинства монархов, глав государств и даже от собственной жены. У него не было личного секретаря, предпочитал всё делать сам. На его письменном столе лежал большой календарь, в котором он аккуратно собственной рукой записывал свои дела, назначенные на каждый день.

Когда приходили официальные бумаги, Николай распечатывал их, читал, подписывал и сам запечатывал, чтобы отправить.

в 8 часов царь обычно заканчивал свой рабочий день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: