Макроэкономическое равновесие. Модель «АД-AS спрос-предложени»

В анализе микро- и макроэкономики применяют методы равновесия, т.е. равенство спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках – товаров, труда и капитала. В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе на отдельный товар, а о совокупных спросе и предложении в масштабе национального рынка. Это значит, что конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники, хлеб, масло и т.д.) объединяются в совокупную массу товаров не в штуках, тоннах или в метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей и групп населения, а в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос населения, фирм и государства, с другой стороны, это предложение готового национального продукта, рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
Следовательно, совокупный спрос - это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Рынок товаров находится в относительном равновесии, если при действующем уровне цен величина выпуска продукта равна совокупному спросу или планируемому расходу.
Существуют определенные показатели равновесия:

1. индекс текущего состояния потребительских ожиданий,

2. промышленный цикл и его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем (спад, подъем, бум).

Модель АД – AS является базой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
Увеличение количества и качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит к росту AS.

В реальной действительности равновесие переходит в неравновесие. Так, допустим, спрос превышает предложение АД > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможно два варианта: не изменяя объем производства, повысить цены; расширить выпуск продукции. Или спрос меньше предложения АД < AS, здесь также возможны два варианта:

1. сократить производство;

2. оставить выпуск без изменений, но повысить цены.




double arrow
Сейчас читают про: