О – это такая рыночная структура при которой домируют небольшое количество фирм, а вход в отрасль ограничен высокими барьерами.
1) В отрасли господствуют несколько крупных фирм
Различают –жестокую(или классическая 3-5 фирм), мягкая (аморфная) наблюдается в том случае основная продукция у 6-8 фирм (70%-80% рынка) остальной рынок поделен между мелкими производителями.
2) О. занимает значительную долю рынка способна влиять на рыночную цену, обладает рыночной властью.
3) Продукт олигополии может быть как однородным, так и дефференцированным.
4) Высокие входные барьеры
5) Взаимозависимость фирм
Одной из характеристик рынка является концентрирование рынка: степень приобладанияна рынке одной или нескольких фирм.
Индекс Герфиндаля
Возведение в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирование количественных результатов.
Н=р12+ р22 +р32+…+ рn2
Высококонцентрирование рынка 1 800<H<10 000
Умеренное концентрирование рынка 800<H<1 800
Низко концентрированный рынок H<800
Модели о:
1) Модель ломаной кривой спроса строиться на предложение, что если одна фирма повысит цена на свою продукцию, то конкурент не последует её примеру. А если понизит, то конкуренты сделают тоже самое. Эластичность спроса в ответ на повышение цены и понижения цены будет разной.
В условиях стабилизации уровня цен предпочитают вести м\у собой не ценовую конкуренцию.
Основные методы увеличения продаж и прибыли:
- Улучшения качества продукции
- Реклама
- Дифференциация продукта деверсификация капитала.
2) Модель сговора.
О. приводит к соглашениям явным или тайным.
Картель – открытое и оформленное по поводу цен и объектов продажи. Напоминает поведение чистой монополии. В большинстве стан картели запрешены. Тайный сговор негласное соглашение о ценах, разделение рынков и др. способов ограничения конкуренции. В каждой стране есть фирма лидер определяющая ценовую политику.






