Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних


Симанович Л.Н.,
член АЮР, член РАЮН, преподаватель МГИУ, МЮИ, МФЮА, МОГИ,
доцент, кандидат юридических наук

«Существующая в России система
защиты прав детей неэффективна...»
П. Астахов,
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет международное значение. Об этом свидетельствует целый ряд принятых международных правовых актов.

Проблема защиты прав ребенка для России всегда была болезненной. Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние несколько лет. Одной из основных причин кризиса семьи и детства, поразившего нашу страну на современном этапе ее развития, является отсутствие целостной системы защиты прав детей.

Основными международными документами в сфере защиты прав детей считаются Конвенция о правах ребенка, принятая единогласно Генассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., участником которой является и Российская Федерация, и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2).

В Конвенции о правах ребенка содержатся статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, а ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция установила и правовые нормы ответственности государства, создала специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка.

Со дня подписания Конвенции о правах ребенка (26 января 1990 г., ратифицирована — 13 июня 1990 г.) Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

В России в соответствии с международными документами созданы основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей. Так, были приняты Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации (гл. 11. Права несовершеннолетних детей), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13 октября 2009 г.), Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в интересах несовершеннолетних. Установление данных целей определяет социальную природу государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Их достижение пока является далекой перспективой, хотя, несомненно, продвижения в этом направлении имеются.

Определяются следующие основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

  • — охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
  • — обеспечение качественного образования и воспитания детей;
  • — улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;
  • — повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Осуществление прав детей обеспечивается все большей их информированностью о принадлежащих им правах, созданием государственных учреждений и институтов в целях оказания помощи при осуществлении несовершеннолетними их прав — это и Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Управление по делам молодежи в Министерстве образования и науки РФ и многие другие учреждения и организации1.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и институт социальных работников. Комиссии занимают особое место среди субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно они — головной орган, координирующий и контролирующий деятельность всех других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К сожалению, в последние годы снизились гарантии осуществления детьми их прав. Произошло существенное сокращение количества государственных дошкольных учреждений, а разделение детских садов и школ на «для бедных» и «для богатых» значительно снижает качество воспитания. Кроме того, слабая обеспеченность качественной учебной литературой нарушает право ребенка на образование.

Некоторые из базовых прав детей остаются нереализованными в России. Одними из наиболее значимых факторов, которые мешают осуществлению этих прав и не позволяют детям реализовать в полном объеме свой потенциал, являются бедность, ухудшение состояния здоровья и благополучия населения в целом, отсутствие родительской заботы, жестокое обращение с детьми и ВИЧ/СПИД.

Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, укрепление здоровья детей и подростков, развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений являются одними из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.2

Определенное место в системе государственных органов, призванных защищать и восстанавливать нарушенные права и интересы ребенка, занимает институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, учрежденный в 2009 г.

По некоторым данным, с 1 сентября до 11 декабря 2009 г. в аппарат уполномоченного поступило более 400 обращений о нарушении прав и интересов детей практически из всех субъектов Российской Федерации3.

Павел Астахов, ныне Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, отмечает, что «существующая в России система защиты прав детей неэффективна... необходимо срочно вносить изменения в федеральное законодательство в сфере защиты прав детей». Также он считает неэффективной систему, по которой расходуются средства, выделяемые государством в рамках различных программ, направленных на поддержку детей. «У нас детей-то всего, извините, 27 миллионов, даже меньше уже. Поэтому, если все деньги разделить, которые на детей выделяются по различным программам, ведомствам и министерствам, окажется, что у нас каждый ребенок может быть миллионером и жить до старости просто припеваючи. Вопрос эффективности расходования денег»4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: