Ювенальная юстиция

Г. Екатеринбург 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Ювенальная юстиция 5

1.1 История ювенальной юстиции 5

1.2 Ювенальные суды 9

2. Ювенальная юстиция в России 10

2.1 Перспективы развития в России 11

3. Критика ювенальной юстиции 13

3.1 Создание “ювенальной системы”, как уничтожение института семьи 13

3.2 Причины критики 15

3.3 Дело Натальи Захаровой, как пример похищения детей 18

4. Мнение экспертов 20

4.1 Настораживающие факты о ювенальной юстиции 21

Заключение 24

Список литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

В первом полугодии 2010 года убыль населения России вновь немного ускорилась, хотя его численность остается относительно стабильной уже на протяжении трех лет, хотя постоянно внедряются новые социальные программы.

Еще одна программа, которую собираются ввести напротив может лишь ухудшить ситуацию до небывалых цифр, о ней я буду рассказывать в этом докладе – о ювенальной юстиции, вопрос введения который сейчас на пике актуальности в стране. Споры о ее полезности переходят в митинги и демонстрации, считаю каждый должен знать и подумать о будущем своей страны.

Целью доклада является подробно рассмотреть и рассказать о проблеме, которая может затронуть нас уже в скорое время. О возможных последствиях и то, к чему привела практика ювенальной юстиции в других странах. Начиная с истории и заканчивая мнениями экспертов. Нужна ли ювенальная юстиция России? Давайте подробно рассмотрим этот и вопрос и постараемся дать четкий ответ.

Сегодня развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

Президиумом Совета судей РФ признано, что для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция, для формирования которой следует разработать Концепцию совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних, обеспечивающую единообразие судебной практики и ее совершенствование с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека. В целях реализации этой задачи Постановлением Президиума Совета судей РФ от 06.08.2009 г. № 185 организована Рабочая группа при Совете судей РФ по созданию и развитию ювенальной юстиции в национальной системе правосудия.

13-14 декабря 2005 года в Москве состоялась Международная Конференция "Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в современной России". Конференция прошедшая в здании администрации Президента РФ, была организована Программой развития ООН (ПРООН) и Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Ювенальная юстиция (от лат. juvenālis «юношеский» и лат. jūstitia «правосудие») — система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка. Реализуется в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека.

Помимо правосудия для несовершеннолетних ювенальная юстиция включает в себя профилактику:

-подростковой преступности

-преступлений против детей

-социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений.

Целью выделения ювенальной юстиции из общей системы правоохранительных органов является необходимость соблюдения особого порядка работы с несовершеннолетними, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав этой категории лиц. Приоритетными становятся права детей, которые они сами не реализуют, использует их системы государственных органов.

Идея ювенальной юстиции в разных формах реализована в большом числе государств. В отдельных государствах ювенальная юстиция является частью ювенальной системы органов и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и правами детей в самом широком смысле. В отдельных случаях приоритет интересов ребёнка приводит к их противопоставлению интересам государственного института семьи, что вызывает острую полемику в обществе и неоднозначной оценке ювенальной юстиции в целом.

Однако есть и другое мнение…

Работа по продвижению идеи "ювенальной юстиции" в России заключается в создании проект федерального закона "Основы законодательства о ювенальной юстиции", проект Федерального закона "Об основах ювенальной юстиции".

Данными законопроектами ставится под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни, право родителей определять приоритеты воспитания и устройства семейной жизни; традиционные детско-родительсткие отношения, исходящие из подчинения младших старшим; неограниченная возможность вмешательства разнообразных структур в дела семьи и ограничение естественного права родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание в избранной им системе ценностей.

Так как развитие ювенальной юстиции в России проходит в рамках программы развития ООН при поддержке ЮНИСЕФ, агентство международного развития Канады, Региональная сеть НПО, действующих в интересах детей в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтиии, несомненной целью является развитие иностранного усыновления. По данным директора департамента Минобрнауки РФ Алины Левитской, за последние 20 лет граждане США усыновили порядка 50 тысяч российских детей.

Однако Госдума еще в мае отклонила инициированное представителями думских оппозиционных фракций обращение к председателю правительства РФ Владимиру Путину о возможности временного приостановления усыновления гражданами США российских детей.

Отсутствие необходимой юридической базы для развития сотрудничества между РФ и США в области усыновления детей, являющихся гражданами РФ, в целях защиты их прав и законных интересов привело к многочисленным негативным последствиям и даже фактам гибели усыновленных детей от жестокого обращения с ними приемных родителей.

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

1.1. История ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция (Juvenile Justice – в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних») в современном понимании имеет довольно длительную и интересную историю. Ювеналиями в Древнем Риме называли празднества в честь богини юности.

Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.

Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневековья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII—XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары за совершенное деяние.

В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный "О лицах, не достигших 25 лет". В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170—228 гг.), римского юриста, префекта - претория: "Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь и защиту против обмана..."1. В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда — нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. "И нужно признать, — отвечает Ульпиан, — что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается"5.

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей государством — это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз (например, в момент создания "детских" судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов — уже в конце XX в.).

Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.

В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах, тракто­вавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца.

Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г. Несовершеннолетних, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют "уменьшенными взрослыми".

Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только при­менительно к нанесению ущерба.

По Закону XII таблиц умышленные преступления считались неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Однако несовершеннолетнему, признаваемому психически незрелым, допускалось уменьшение наказания. Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Филипп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как основу возникшего позднее общего для уголовной ответственности несовершеннолетних принципа разумения. О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии.

Жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Известные швейцарские ис­следователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершенно­летних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как ко взрослым преступникам2, со­держание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего возраста), непонятные детям процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки).

В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права была практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.

Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.

Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли "отцами и судьями сирот". Испанский король Павел IV Арагонский законода­тельно закрепил эту традицию, создав в 1337 г. в г. Валенсии магистратуру "отца сирот". В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей. Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей.

Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания.

Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на судебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для несовершеннолетних, правда, не вступившие в действие).

Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиротам и правонарушителям, особого режима их воспитания сыграла, церковь в Польше. Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых известных — Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной помощи, тесно связанная с системой правосудия для несовершеннолетних, была целиком в руках церкви. Для Польши было традиционным создание большого числа религиозных патронажных общин, покровительствовавших детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях. Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреждения для таких детей (например, возникшее в 1871 г. "Общество сельского хозяйства и ремесел". Это общество построило в 1876 г. исправительный дом для подростков-правонарушителей, который, по замыслу создателей, должен был стать подобием семьи для этих детей)3.

Оригинальный вариант участия церкви в реализации правосудия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления "без разумения", могли быть отданы "для исправления" в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.

В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в.

В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрослых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

1.2 Ювенальные суды

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890г.), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894г.) и в 1899г. в США.

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несо­вершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни об­щества. Европа конца XIX — начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним — как провоцирующие новые преступления.

Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних последовали другие страны, через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904 г.) (специальная сессия общего суда), Египте (1904 г.) (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии; Закон от 6 апреля о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905 г.) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах — 1905 г. (законы от 6 февраля 1901 г. и от 12 февраля 1901 г.: созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре), Германии (1907—1908 гг.) (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914 г.) (Закон от 22 июля 1912 г., вступил в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912 г.) (Закон Картон-де-Виарта от 15 мая 1912 г.), Австрии (1908 г.) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918 г.) (созданы опекунские суды), Италии (1908 г.) (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних), Португалии (1911 г.) (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый — в Лиссабоне в 1911 г., второй — в Порто в 1912 г.), России (1910 г.) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908 г.) (автономная судебная система), Румынии(Трансильвания) (1913 г.) (автономная судеб­ная система), Польше (1919 г.) (автономная судебная система), Швейцарии (1911-1913 г. г.), Японии — январь 1923 г. (Закон от 1 января 1923 г., создавший автономную систему по делам несовершеннолетних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции — декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.).

Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов. История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидер­ландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что вы­двинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант).

Такова была "стартовая ситуация" для начала деятельности ювенальной юстиции.

Далее система развивалась, претерпевая различные изменения под влиянием сложностей как общего характера, так и в рамках отдельных стран.

Что же касается современных подходов к ювенальной юстиции, то при реализации ею функций судебной власти приоритет суда для несовершеннолетних в судебном процессе выражен даже более ясно, чем в суде общей юрисдикции, поскольку в суде для несовершеннолетних центральными действующими фигурами на протяжении всего судебного процесса являются судья и несовершеннолетний. Максимальная индивидуализация процесса в суде для несовершеннолетних делает роль судебной власти более конкретной и рельефной в отношении как конкретного несовершеннолетнего, так и общества в целом.

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия.

2. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ В РОССИИ

Первый ювенальный суд в России проработал с января 1910 года до 1918 года. После октябрьской революции ювенальная юстиция в России была упразднена и не получила дальнейшего развития.

В отдельных государствах система ювенальных учреждений ограничена только судебными органами, в других государствах идея заботы о детях расширялась и оформилась в виде законченной «ювенальной системы», куда помимо судов входят различные учреждения, занимающиеся вопросами детства и социальной защитой несовершеннолетних.

5 декабря 1866 года Александром II был утверждён Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», которым устанавливались особые правила содержания несовершеннолетних преступников, в том числе установлено раздельное содержание лиц мужского и женского пола.

Следующим этапом развития особых правил ювенального правосудия стало изменение 2 Июня 1897 года Николаем II действовавшего Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в части ответственности и наказания несовершеннолетних.

В Уголовном уложении 1903 года возраст наступления уголовной ответственности определён в десять лет, а одним из оснований освобождения от уголовной ответственность признана неспособность несовершеннолетнего «понимать свойства и значение им совершаемого или руководить своими поступками». Регламентирован порядок отбывания несовершеннолетними наказания, а для малолетних преступников предусматривалось возможность отбывания наказания послушником в монастыре.

В СССР ювениальная юстиция также существовала минимум с 1967 года, когда был издан "УКАЗ от 3 июня 1967 г. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Термина "ювениальная юстиция" в те годы не существовало, но подразумеваемые им государственные органы и отдельные законодательные положения в общем праве существовали. Комиссии по делам несовершеннолетних, как утверждает БСЭ, ведут свой отсчет с 1961-1962 года.

В современной России, оставшись еще со времен СССР, успешно функционируют комиссии по делам несовершеннолетних, например, «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области». Существует также "Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних" во главе с Рашидом Нургалиевым, министром МВД.

2.1 Перспективы развития ювенальной юстиции в России

Нормативная база, необходимая для введения государственной системы органов ювенальной юстиции в России, находится в процессе обсуждения.

13-14 декабря 2005 года в Москве состоялась Международная Конференция "Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в современной России".

Конференция прошедшая в здании администрации Президента РФ, была организована Программой развития ООН (ПРООН) и Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Конференцию открыла председатель Совета Элла Памфилова.

Одним из ключевых выступлений Конференции стал доклад судьи Ростовского областного суда Елены Вороновой. По словам Е. Вороновой, в нескольких регионах реализуются пилотные проекты по введению ювенальных технологий в работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отрабатываются модели правосудия по делам несовершеннолетних с учетом международных стандартов. Например, Ростовскую область судебный Департамент Верховного суда РФ определил как базовый центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции. В области создано 14 ювенальных судов, действующих на экспериментальной основе, в частности, в марте 2004 года в Таганроге создан первый в стране модельный ювенальный суд. За шесть месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 в области снизилось количество рецидивов на 15,2%, после вынесения приговоров Таганрогским ювенальным судом в течение 2004 года осужденные подростки не совершали преступлений.

Многие участники Конференции обращали внимание на заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка в адрес Российской Федерации, сделанные на заседании комитета в сентябре 2005 года при рассмотрении третьего Периодического доклада России о соблюдении Конвенции о правах ребенка. В частности, в замечаниях сказано, что, несмотря на ряд законодательных усилий, Россия до сих пор не учредила суды по делам несовершеннолетних. В качестве первоочередных мер комитет ООН рекомендовал России ускорить работу по формированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних.

В ходе Конференции состоялись выступления представителей международных и зарубежных организаций (ПРООН, ЮНИСЕФ, агентство международного развития Канады, Региональная сеть НПО, действующих в интересах детей в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии), а также ученых и практических специалистов из целого ряда регионов России. Участниками конференции был представлен широкий спектр докладов по опыту внедрения элементов ювенальной юстиции в российских регионах, перспективам создания ювенальных судов и продвижения ЮЮ РФ и за рубежом.

3. КРИТИКА ЮВЕНАЛЬНОй ЮСТЦИИ

3.1 Создание «ювенальной системы», как уничтожение института семьи.

С момента образования Российской Федерации ведётся работа по внедрению в российскую судебную систему новых принципов ювенальной юстиции. C 2000 года данный процесс, реализуемый в настоящее время в рамках форсайт-проекта «Детство-2030», получил своё активное продолжение и встретил существенное сопротивление со стороны общественности.

По мнению противников ювенальной юстиции, её нормы вступают в противоречие с национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой, поскольку уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией, ведёт к дестабилизации (разрушению) не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений, что подтверждают профессор А. И. Осипов и директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. Под прикрытием лозунгов о защите прав детей наделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны забрать, в том числе грубо нарушая при этом законодательство, любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом (психологи, врачи, учителя), а не родителями.

Противники ювенальной юстиции считают, что произвол западных служб ювенальной юстиции обусловлен их фактически неограниченными полномочиями, весьма широкой трактовкой прав ребёнка при отсутствии у него обязанностей и игнорированием прав родителей, что косвенно подтверждает журналист Михаил Леонтьев. Публицист Татьяна Шишова уверена, что применение ювенальной юстиции приведёт к растлению детей, так как родители и учителя юридически потеряют рычаги воздействия на них, к ухудшению школьной дисциплины, поскольку под ювенальным контролем ребёнок будет сам решать, что он хочет делать, и в случае противодействия взрослых, сможет подавать на них в суд, что подтверждается опытом, полученным на Западе. Показателен случай во Франции, описанный писателем Анатолием Гладилиным в книге «Жулики, добро пожаловать в Париж» (2007 г.), в котором полиция долго ждала, пока одному малолетнему преступнику исполнится 18 лет (во Франции по достижению человеком 18 лет, на него перестает распространяться действие ювенальной юстиции), когда же его арестовали, то оказалось, что за свою несовершеннолетнюю жизнь он совершил несколько сот тяжких преступлений, причем иногда совершал 5-7 преступлений в день. Писатель отмечает, что такая мощь мало кому из взрослых преступников могла присниться. В то же время, по словам д.ю.н., профессора Данила Корецкого сегодняшние разговоры о ювенальной юстиции сводятся к бесконечной «гуманизации» наказания, по существу, к безнаказанности преступников.

Юрист-правозащитник Игорь Смыков считает, что проект «Ювенальная юстиция» является частью информационной войны, цели которого — устранить родителей и педагогов от воспитания детей, молодое поколение передать на воспитание специалистам по «правам и свободам ребёнка» (толкуемые в либерально-нигилистическом ключе). Директор «Института демографических исследований» Игорь Белобородов придерживается мнения, что существует три основные, заинтересованные в введении в России ювенальной юстиции, группы: чиновники, склонные к коррупции, гомосексуалисты (поскольку они не могут иметь собственных детей), а также материально заинтересованные лица, которые станут получать дополнительное финансирование за каждого ребёнка, изъятого из семьи.

Председатель профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отмечает, что ювенальная юстиция в условиях постсоветской России является не институтом, а идеологией, основанной на подмене семьи и её социальных функций по воспитанию детей деятельностью государственных и иных органов, и в этом смысле пропагандирующей идеологию антисемьи, внесемейного, внеродительского воспитания. А корни этой идеологии в разрушительной идеологии большевизма по планомерному разрушению институтов брака и семьи.

Своё видение причин критики ювенальной юстиции российской общественностью изложил заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи при Даниловом монастыре в Москве Юрий Белановский47. Он предполагает, что, выражая недовольство введением ювенальной юстиции, общественность тем самым говорит о своих опасениях по отношению к тому правовому беспределу, который сейчас творится в России. А неприятие ювенальной юстиции в среде православной общественности происходит из-за того, что за годы церковного возрождения, православная христианская педагогика на практике пока находится на начальном этапе становления.

Некоторые российские СМИ полагают, что ювенальные технологии западного образца раскололи россиян на два лагеря.

Ряд СМИ отмечает, что наибольшее сопротивление в России ювенальная юстиция встречает со стороны православной общественности.

3.2 Причины критики ювенальной юстиции

По словам адвоката Ларисы Павловой результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне отрицательные результаты:

-возрастание преступности среди несовершеннолетних

-распад семейных связей

-попирание прав родителей

-распространение порочных привычек среди молодёжи

-активный протест родителей

-увеличение количества дел по лишению родительских прав

Другие противники введения в России ювенальной юстиции обращают внимание на частые случаи самоубийств среди родителей, у которых были отобраны дети.

Вместе с ювенальной юстицией критике также подвержены её следующие проекты:

-Паспорт здоровья школьника

Доводы противников ювенальной юстиции

Участники Круглого стола «Ювенальная юстиция: опасные последствия и неразрешимые проблемы»59неавторитетный источник? сошлись во мнении о том, что юридические инструменты ювенальной юстиции и ювенальные технологии:

-противоречат Конституции Российской Федерации, согласно которой родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей;

-разрушают единую действующую в России судебную и правоохранительную системы;

-являются чуждым русскому сознанию проектом, навязываемым из-за рубежа в качестве очередной российской реформы, направленной на дальнейшее сокращение числа жителей России, стирание самоидентичности русского народа, его многовековой культуры и традиции;

-разрушают семью и ставят под удар саму основу общества, и как следствие, несут потенциальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации;

-нарушают базовый юридический принцип презумпции невиновности, так как в законопроекте априори предполагается, что родители представляют потенциальную угрозу для своих детей и будут вынуждены доказывать, что таковыми не являются;

-представляют узаконенную систему доносительства, в том числе анонимную, и вмешательства посторонних людей в дела семьи, изъятие детей у родителей, безнаказанности несовершеннолетних преступников, что приведет к разрушению семьи, снижению рождаемости, резкому падению уровня образования и растлению молодежи;

-отнимают у родителей естественное право воспитывать своих детей, а у ребенка — право жить в своей семье, со своими родителями в родном доме;

-являются прямым попиранием Заповеди Божией о почитании детьми родителей и Божественных установлений в отношении устроения семьи как Малой Церкви;

-противоречат практике всех традиционных религий Российской Федерации и российским традициям семейного воспитания, основанным на любви между родителями и детьми, послушании и ответственности;

-провоцируют преступления, так как ребенок знает, что его конфликт с родителями всегда найдет поддержку со стороны закона и чиновников;

-гарантируют безнаказанность подрастающего поколения, что незамедлительно повлечет дальнейшее развитие агрессивности в молодежной среде и приведет к увеличению подростковой преступности;

-не решают проблему насилия над детьми, поскольку те дети, которые действительно подвергаются жестокому обращению, никогда не обращаются в суд, а обращаются в суд обычно дети эгоистичные и демонстративные;

-являются основанием для стремительного развития коррупции;

-в европейском опыте уже продемонстрировали свою антисоциальную и негативную направленность.

В настоящее время сторонниками «ювенальной юстиции» отстаивается не просто введение «ювенальных судов», а именно создание «ювенальной системы».

С 2001 году в Ростовский области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. В результате в марте 2004 году в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд. По существу широко рекламируемый опыт свелся пока к введению специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Наиболее характерным для работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей. Характерным является то, что работа по внедрению указанных проектов осуществляется в основном по Канадским моделям и ориентируется на документы ООН. Эта работа не сводится только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую задачу — создание ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнениеими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Ювенальная юстиция предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи.

Работа по продвижению идеи "ювенальной юстиции" в России заключается в создании проекта федерального закона "Основы законодательства о ювенальной юстиции", проект Федерального закона "Об основах ювенальной юстиции".

Что волнует родительскую общественность?

Не может не волновать каждого родителя, то, что данными законопроектами ставится под угрозу независимость семьи, ее право самостоятельно решать вопросы семейной жизни, право родителей определять приоритеты воспитания и устройства семейной жизни; традиционные детско-родительсткие отношения, исходящие из подчинения младших старшим; неограниченная возможность вмешательства разнообразных структур в дела семьи и ограничение естественного права родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание в избранной им системе ценностей.

В Интернете имеется примерный контракт одного муниципального образования с неправительственной организацией на продвижение ювенального проекта стоимостью более чем в миллион рублей. А ведь такие деньги надо освоить. Значит, нужны конкретные дети, подпадающие под орбиту «ювенальной юстиции». Чем большие деньги, тем больше детей и родителей требуется вовлекать в эту систему (надзирать, проверять, лишать родительских прав и т.д.). Данный проект предлагает включить в понятие «ювенальной системы» проекты и мероприятия социального, педагогического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию несовершеннолетнего, которые будут направлены на несовершеннолетних, «нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов». Нуждается ли ребенок в такой защите, будут определять опять таки те же муниципальные органы и неправительственные общественные организации. Проект игнорирует конституционный принцип защиты семьи. Авторами акцентируются на преимущественном праве защиты несовершеннолетнего, игнорируя в том числе основной конституционный принцип, закрепленный в ст. 2 Конституции, где высшей ценностью человека названы его права и свободы, без выделения прав несовершеннолетних.

-Предлагаемые ныне проекты в области «ювенальной юстиции», ориентированы на западные модели устройства правовой системы, которые проявили серьезные негативные последствия (например, ювенальная система во Франции) в воспитании молодого поколения и работе с семьями.

-Проекты направлены на необоснованную правовую реформу российского законодательства и не создают принципиальных улучшений положения детей в России, ведут к разрушению отношений между родителями и детьми.

-В целом проекты «ювенальной юстиции» направлены против института семьи, что противоречит конституционному принципу защиты семьи. Под угрозу ставится независимость семьи, ее право на самостоятельное определение порядка существования, системы воспитания детей.

-Проекты открывают широкую возможность для изменения системы ценностей в нашем обществе, отрицательно повлияют на демографические показатели и противоречат традиционным семейным и морально - нравственным ценностям.

3.3 Дело Натальи Захаровой, как пример похищения детей

Ювенальная юстиция - большинство россиян, если и слышало о ней, то краем уха. Какие-то суды для несовершеннолетних… Вроде бы ничего плохого… Пусть с детьми разбираются специалисты. А обычные суды, может, немного разгрузятся.

Ну, а некоторые правозащитники, настойчиво уговаривающие наши власти принять законы о ювенальной юстиции, как-то не торопятся просветить нас на этот счет. Говорят только о некоей кардинальной перестройке работы с несовершеннолетними и о том, что все будет хорошо. А еще кивают на Запад, но опять-таки стараются свести конкретику к минимуму. Казалось бы, хотите убедить – убеждайте, приводите как можно больше положительных примеров. Ан нет! Опыт актрисы Натальи Захаровой, близко познакомившейся с этой системой во Франции, показывает, что замалчивание подробностей в данном случае вполне оправдано. Ибо вряд ли, поняв, о чем в действительности идет речь, депутаты массово проголосуют за такое нововведение.

Но сперва напомним историю самой Натальи. В начале 90-х гг. она вышла замуж за француза, уехала в Париж и родила дочь. Однако жизнь не сложилась, так как супруг жестоко обращался с девочкой и употреблял наркотики. После развода, по решению суда по семейным делам, Маша осталась с мамой, и если бы дело происходило в России, так продолжалось бы и по сей день. Но во Франции существует еще и ювенальный суд. Когда Маше было 3 года, ее, по просьбе бывшего мужа, насильно разлучили с мамой, отдали в приют, а затем в приемную семью. И вот уже около 10 лет Наталья не может вернуть дочь. Причем, это женщина редкой целеустремленности. Она 18 (!) раз лично встречалась с Николя Саркози, нынешним президентом Франции, по делу своей дочери. Когда г-н Ширак, будучи президентом Франции, приезжал в Россию, вопрос о возвращении Маши поднимался в беседе с В.В.Путиным. Патриарх Алексий II обратился к Кардиналу Франции (а во время своего недавнего визита во Францию еще и к Николя Саркози) с просьбой помочь воссоединению семьи. Но проблема до сих пор не решена, потому что ювенальная юстиция - это государство в государстве. Она являет собой этакий «правовой Ватикан» и действует по собственному усмотрению.

Опыт актрисы Натальи Захаровой, ставшей жертвой этой системы во Франции, показывает, что подробности работы системы ЮЮ замалчиваются отнюдь не случайно. Ибо поняв, о чем в действительности идет речь, большинство граждан России вряд ли, проголосует за такое нововведение.

Случай Натальи Захаровой клинически нагляден. Ювенальный судья инкриминировал ей, как это переводилось на русский язык, «удушающую любовь к ребенку, чрезмерную любовь к ребенку». Одной из причин такого определения стала покупка для своей дочери такой же кофточки, как и у матери. Судья решил, что это подавляет индивидуальность ребенка.

В странах действия ЮЮ основанием для изъятия ребёнка из семьи может стать отказ родителей от участия ребёнка в печально известных программах «сексуального просвещения».

Если вы завели аквариумных рыбок — это ваше личное дело, и никого оно больше не касается. А если вы завели ребенка, то это уже дело не только ваше. При муниципалитетах есть специальные органы опеки, которые следят за тем, чтобы не нарушались права детей. В том числе и внутри семьи. У этих органов большие полномочия. В любое время комиссия из опеки может нагрянуть к вам домой и забрать ваше чадо. Если членам комиссии покажется, что в семье есть угроза его здоровью.

В редакцию обратился москвич, у которого изъяли сразу трех дочерей. Сам он уверен, что это своеобразный чиновничий “киднеппинг” — детей забрали, чтобы передать за деньги усыновителям. Так ли это на самом деле, выяснял “МК”.

4. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Эксперты дают оценку проекту ФЗ «Основы законодательства о ювенальной юстиции» — в целом отрицательную.

По законопроекту были подготовлены заключения и отзывы более чем 40 организациями, в том числе Минюста, МВД, Минобр РФ, ведущих научных организаций, организаций, работающих с несовершеннолетними, и др. сформулировавшие критику проекта, а также свое видение юстиции.

Серьезной критике подверглись авторы проекта за то, что слишком широко трактуют понятие "ювенальная юстиция". Другие наоборот высказали мнение о том, что понятие "ювенальной юстиции" должно включать в себя не только систему судов, но и законодательство, которое бы регулировало проблемы материнства, детства, воспитания, образования, здорового образа жизни, профессиональной подготовки, законодательства в отношении родителей-правонарушителей.

Эксперты отметили, что структура проекта вызывает сомнение, объем полномочий и отсутствие четко установленных пределов и четких критериев ведет к тому «...что мы будем иметь дело не с юстицией, а с какой-то более общей формой социальной деятельности, выходящей за пределы правовой сферы». Отмечено, что проект не учитывает то, что существующая система российского законодательства уже содержит в себе правоотношения, регулируемые традиционными нормами права: гражданского, семейного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и других. Изъятие из соответствующих глав соответствующих разделов означали бы коренную правовую реформу.

Эксперты считают недопустимым выведение несовершеннолетних из правового поля «принуждения».

Хотелось бы отметить, что активным сторонником данного законопроекта является скандально известный депутат Е.Ф. Лахова – ратующая за секспросвет школьников и принудительную стерилизацию.

Между тем, в западных источниках информации можно встретить немало критики в адрес ювенальной юстиции, особенно попыток расширения прав детей и подростков за счет прав родителей и опекунов. Положительные же показатели, такие, как снижение уровня преступности, пока далеко не очевидны. Наоборот, во многих странах (Франция, Англия, Германия, США) за последнее время наблюдалось явное ухудшение ситуации.

4.1 Настораживающие факты о ювенальной юстиции

Вы знаете, что?

- Французские эксперты свидетельствуют, что из 2 млн. отнятых из семей детей, около 1млн. отняты без необходимых оснований.

-Миллионы детей в Америке и Европе уже пострадали от ювенальной юстиции, так как лишены родителей!

-Миллионы родителей уже остались без детей!

-Десятки тысяч чиновников, судей, социологов, психологов, педагогов в Америке и Европе уже кормятся из закромов ювенальной юстиции и число их только множится!

-Уже несколько тысяч человек в России работают над внедрением ювенальной юстиции!

-Десятки тысяч семей в России под угрозой жесточайшего контроля!

Что уже есть в России для тотального контроля за семьей?

-Органы опеки как орган для контроля за детьми и семьей в каждом муниципальном образовании.

-Орган опеки возглавляется главой местной администрации по решению которого без суда могут отобрать ребенка у родителей!

-Комиссии по делам несовершеннолетних, которые состоят при местной администрации.

-Социально-психологические центры с психологами и социологами, мнение которых авторитетно для опеки и суда.

-Институты и кафедры ювенальной юстиции, пилотные проекты по отработке работы ювенальных судов и внедрения западных технологий!

-Летучие бригады в ряде регионов по контролю за семьей!

Что хотят еще сделать в России, чтоб взять под жесткий контроль семьи?

-Принять закон о ювенальной юстиции, который изменит законодательство России и под лозунгом заботы о детях превратит их родителей в мишени для наказания и закрепит право суда решать как надо воспитывать ребенка и что для него хорошо.

-Создать ювенальный суд, который будет вершить судьбы детей и семей, при котором будут состоять толпы психологов, социологов, педагогов, работающих – против родителей под лозунгом заботы о детях.

-Создать ювенальные технологии. То есть инструкции и методики, в которых будет описано как быстро и без лишних затрат изъять ребенка из семьи, как фиксировать родительские недочеты, какие акты и заключения нужны, чтоб родитель не оправился, а ребенок точно ушел в детдом, а потом на усыновление.

-Внедрение системы ЮЮ в стране проводится под благовидным лозунгом эксперимента. Но, согласно Конституции РФ, любой эксперимент в России законен и допустим только при условии согласия участников эксперимента. В нашем случае, когда участники эксперимента даже не подозревают ни о самом эксперименте, ни о своём праве на неприкосновенность своей личной жизни - «эксперимент» по внедрению ЮЮ незаконен и недопустим.

-Под предлогом ЮЮ создаётся параллельная к уже существующей государственная силовая структура, защищающая права человека, только по одному критерию - несовершеннолетний возраст.

- Поскольку несовершеннолетний человек, как правило, растёт в семье и учится в школе, следовательно, рабочей ситуацией для системы ЮЮ является противопоставление ребёнка его семье и учителям.

-Основанием для деятельности ЮЮ стало объявление прав несовершеннолетнего ребёнка, чем-то исключительным, безусловно приоритетным по отношению ко всем окружающим, включая родителей и учителей. (Невольно вспоминаются строки из памфлета английского писателя Джорджа Оруэлла «Скотный дворик»: - «Все животные равны. Но некоторые равнее всех остальных»). Из того, что вся полнота прав членов семьи системой ЮЮ предоставлена только ребёнку, следует что семья (по сравнению с ребёнком) неполноправна.

Обвинение в адрес семьи или преподавателей со стороны ЮЮ маловразумительны. Согласно формулировке данной Общественной Палатой РФ: «Нуждающимися в помощи государства, по мнению членов ОП, являются дети, родители которых «не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются», а также дети, чьи родители своими действиями или бездействием «препятствуют нормальному воспитанию и развитию».

Из формулировки следует, что в первую очередь, объектом воздействия ЮЮ является семья. Причём, только семья с детьми.

- Как нетрудно заметить, формулировки чрезвычайно размыты и не поддаются юридическому оформлению. Под приведённые здесь определения могут подпасть любые родители, любая семья. Кто способен объяснить что означает: «препятствуют нормальному воспитанию и развитию»? Что есть «нормальное» воспитание? В каком законе прописаны нормы воспитания?

- Из вышеприведённого следует, что с позиции ЮЮ семья находится в положении «Презумпции виновности». Подобный факт свидетельствует о крайне опасном сползании отечественного законодательства прочь от правосудия.

- Именно против семьи, поставленной в положение «Презумпции виновности», направляется мощь государственной силовой системы ЮЮ. Причём в результате действий системы ЮЮ возникает любопытная правовая коллизия: для обеспечения прав ребёнка, ему (порою против его воли) навязывается право расти без семьи.

- В настоящее время в России отсутствует практика применения ЮЮ. Поэтому рассмотрим деятельность ЮЮ, так сказать, в «развитых» странах. Одно время практику ЮЮ осваивали США. Однако, после того, как пришлось вводить уголовное наказание для 7-летних преступников, внедрение ЮЮ остановлено. Практика применения ЮЮ во Франции и Германии показала, что судьбу семьи решают люди и структуры, не имеющие никакой ответственности перед разрушаемой семьёй. Даже чисто декларативной.

- Предъявить иск о разрушенной семье, о разрушенной судьбе невозможно: некому и не за что.

- Обжалование приговора анонимной системы ЮЮ невозможно. Вернуть ребёнка матери оказался не способен даже глава высшей исполнительной власти страны.

- В настоящее время, положение с ЮЮ ухудшается ещё и тем, что государство совершенно вытесняется за пределы сферы действия ЮЮ. Так, законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ слова «соответствующего учреждения» предлагается заменить словами «соответствующей организации». Указанные корректировки в законодательстве предоставляют негосударственным органам право выступать в качестве представителей несовершеннолетних по реализации конституционных прав несовершеннолетних. Вместо государственного учреждения судьбы несовершеннолетних детей отдаются в руки вновь создаваемых организаций. В данном случае интересы государства размываются интересами организаций имеющих учредителей и негласные цели и задачи.

Ювенальные технологии начали внедряться в Россию давно. В 1995 г. был принят Семейный кодекс. Его 56 статья позволила несовершеннолетним жаловаться (в органы опеки и попечительства) на родителей при «нарушении» их прав и интересов. А с 14 лет – подавать в суд на родителей. Но тогда наши дети были ещё не «просвещенные» в этих вопросах, поэтому в суд на родителей никто не подавал.

Далее действующее законодательство было дополнено различными законодательными актами, содержащими широкие и неопределенные понятия, позволяющие отнимать детей практически у любых родителей или законных представителей и помещать в специализированные учреждения. А именно: к категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или оставшихся без попечения родителей, относятся и:

– дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети, чьи родители уклоняются от воспитания или защиты их прав и интересов,

– беспризорные, безнадзорные дети,

– дети с психическими или физическими недостатками,

– дети с отклонениями в поведении.

Если учесть тот факт что в России малоимущих семей составляет около 60% (с достатком ниже среднего), а в Москве число малоимущих семей в выросло на 60 тыс. за последний год, можно сказать что вышесказанный законопроект подорвет демографическую ситуацию в стране окончательно, т.к. дети будут продаваться за рубеж.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение системы ЮЮ в стране осуществляется незаконно. Якобы «экспериментальное» внедрение ЮЮ означает создание параллельной государственной силовой структуры. Объектом деятельности силовой структуры является семья с детьми. Усилиями ЮЮ семья (по сравнению с ребёнком) неполноправна.

Практика применения ЮЮ во Франции и Германии показала, что предъявить иск к ЮЮ о разрушенной семье, о сломанной судьбе некому и не за что. Обжалование приговора анонимной системы ЮЮ невозможно. Усилиями функционеров продавливается решение о полном вытеснении государства из сферы деятельности ЮЮ.

Весь процесс назойливого насаждения системы ЮЮ, без широкого обсуждения общественностью России, именно крайними формами своего осуществления наглядно подтверждает тот факт, что деятельность ЮЮ от начала до конца находится вне правового поля. В свете фактов само употребление термина Юстиция, то есть Правосудие, по отношению к системе ЮЮ, - выглядит издёвкой.

И последнее. Поскольку усилиями системы ЮЮ, семья поставлена в положение неполноправной, заранее виновной, вынужденной оправдываться группы людей, чьих детей могут отобрать в любой момент по нелепому поводу, легко прогнозировать поведение будущих родителей.

Понятно, что при сопоставлении мощи государственной силовой структуры и отдельно взятой частной семьи, семья проиграла заранее. Принимая решение о внедрении системы ЮЮ, следует помнить, что выбор одного исключает другое. Или семья, или ЮЮ. Или особое внимание демографическому росту, провозглашённому Президентов Медведевым, или развитие системы ЮЮ, остается добавить что количество малоимущих семей в России постоянно растет (с достатком порядка 5-7т.р), а в Москве число малоимущих семей в выросло на 60 тыс. за последний год, можно сказать что вышесказанный законопроект подорвет демографическую ситуацию в стране окончательно, т.к. дети будут продаваться за рубеж.

Между тем в России уже года начались массовые общественные протесты в России против введения ювенальной юстиции, – стали проводиться митинги и пикеты, родительские стояния, создаваться региональные общественные комитеты в защиту семьи, детства и нравственности, писаться письма-протесты в органы власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информационно-дискуссионный портал http://www.newsland.ru/Polls/Detail/id/476328/

2. Стоп ювенальной юстиции http://juvenaljustice.ru/index.php

3. Всероссийский информационный портал “Ювенальная юстиция в России” http://www.juvenilejustice.ru/about/news/page57/

4. Материалы из википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Ювенальная_юстиция_в_Российской_Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: