Их западных ученых, исследующих христианский контекст произведений Достоевского, следует назвать С. Сальвестрони, Х. Лоте, Р.-Л. Джексона

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

В свете русской духовно-православной традиции

Исполнитель:

студентка VI курса ОЗО, группы 3601

Кругова Людмила Владимировна

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент

Истомина Татьяна Болеславовна

Сыктывкар, 2015 г.

Содержание

Введение

Глава I. Своеобразие мировидения Ф. М. Достоевского.

§ 1. Ф. М. Достоевский в 40-е годы.

§ 2. Философия мира и человека Ф. М. Достоевского в 50-80 годы.

Глава II. Тексты Священного Писания в структуре романа «Братья Карамазовы».

§ 1. История создания романа.

§ 2. Функции библейского текста в романе «Братья Карамазовы».

§ 3. Книга Иова как сюжетообразующий центр романа.

Глава III. Путь к истине героев романа Ф. М. Достоевского.

§ 1. Истина старца Зосимы.

§ 2. Судьба Ивана Карамазова.

§ 3. «Преображение» Дмитрия Карамазова.

§ 4. Алёша Карамазов как созидатель братства.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Ключевым понятием для продуктивного подхода к проблеме соотношения христианства и русской художественной литературы является православная традиция.

Православная традиция в русской культуре, как считает И. Есаулов, - это осмысление христианской сущности человека и православной картины мира в литературе, имеющее трансисторический характер.[1]

Эта традиция соприродна культуре русского народа и включает в себя православные церковные представления, а также широкий круг образуемых вокруг них, как духовного ядра нации, других культурных ярусов. Такими являются, например, духовные стихи, пословицы, поговорки и другие явления культурной жизни народа, отнюдь не «оппозиционные» православию, но по-своему «адаптирующие» догматы церкви к народному сознанию и, тем самым, структурирующие это сознание.

Большинство русских писателей как раз и являются носителями русской духовной культуры, выразившими в своем творчестве как раз тот характер, который сформировало «греческое вероисповедание» согласно известному убеждению А. С. Пушкина.

Для многих поколений русских людей не столько домашнее чтение, сколько именно литургическая практика была основным способом освоения текстов Священного Писания. Это отразилось в художественных текстах даже тех русских авторов, которые могли и не принимать христианского вероисповедания. Русская словесность христоцентрична, ориентирована на Новый Завет. В русской литературе центром является Христос, проявляющий себя как прямо, так и имплицитно: авторской духовной, этической и эстетической ориентацией, не всегда осознаваемой самим автором. Это происходит потому, что в сознании автора всегда присутствует «наилучший», так как в русскойлитературе мало положительных героев.

При всей очевидной разнице художественных миров авторов, творчество их имеет общий знаменатель: укорененность в православном типе культуры. Отсюда – неуверенность в своем праве на роль судьи ближнего (пусть и вымышленного персонажа). Претензия на завершение героя – своего рода посягательство на последний Суд над ним, тогда как только Бог знает о личности высшую и последнюю правду. В пределах же земного мира, воссозданного в текстах, последняя правда о человеке становится известной лишь после его кончины.

Осмысление творчества Ф. М. Достоевского в свете православия имеетдолгую историю. Впервые эта проблема была поднята в трудах русских религиозных философов и богословов конца 19 – начала 20 веков, таких, как: В.Соловьев, Н.Бердяев, Н. Лосский, Г.Флоровский, К. Мочульский, В. Розанов и др. Они впервые подняли вопрос о функции текстов Священного Писания в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы». Их исследования многое дают для понимания особенностей мировоззрения позднего Достоевского, его религиозных и этических поисков, отразившихся в полной мере в его последнем романе. Однако структурные элементы романа в свете библейской традиции затронуты в них косвенным образом.

В дальнейшем вопросы присутствия православной традиции в текстах великого писателя в советском литературоведении долгое время не могли быть рассмотрены в силу известных исторических условий. Некоторые попытки вновь вернуться к этой проблеме наблюдались в отечественной науке лишь с конца 60-х годов. Достаточно назвать В. Ветловскую, Г. Померанца, Г. Щенникова. Авторы этих монографий исследуют лишь отдельные, соотносимые с библейскими и житийными текстами, сюжеты, мотивы и образы.

Их западных ученых, исследующих христианский контекст произведений Достоевского, следует назвать С. Сальвестрони, Х. Лоте, Р.-Л. Джексона.

В последние десятилетия появились отечественные новаторские работы В. Захарова, М. Дунаева, Ф. Тарасова А. Осипова, Т. Касаткиной И. Есаулова и др. Их усилиями сложилось представление о мировоззрении Достоевского, о характере его христианства.

Целью данной работы является обозначение того духовно-православного контекста, который находит свое художественное выражение в романной структуре «Братьев Карамазовых».

Эта цель определяет следующие задачи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: