Каждая мысль, овладевающая целиком нашим сознанием, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность

В самом деле: если вам удастся внедрить в сознание больного мысль, что его болезнь исчезает, то она действительно будет исчезать; если вы вселите в клептомана представление о том, что он не будет больше красть, он действительно перестанет красть, и т.п.

Такого рода педагогическое воздействие может показаться, на первый взгляд, совершенно немыслимым — на самом же деле оно чрезвычайно просто. Для этого достаточно наглядным путём—при помощи ряда соответствующих, последовательно проведённых опытов, — так сказать, обучить человека азбуке сознательного мышления. При строгом соблюдении даваемых ниже указаний успешный результат, безусловно, обеспечен, если только вы не имеете дела с лицами, принадлежащими к одной из двух вышеупомянутых категорий.

Первый (подготовительный) опыт. Ученик должен стать совершенно прямо, вытянувшись неподвижно, как железная балка; ноги его должны быть сомкнуты сверху донизу; подвижными должны быть только лодыжки, всё равно как если бы они были шарнирами. Скажите ученику, чтобы он представил себе, что его тело сейчас — доска, прикреплённая к полу своим нижним концом при помощи петель, что доску эту с большим трудом удалось привести в равновесие; при малейшем толчке спереди или сзади доска без малейшего сопротивления тяжело упадёт в направлении толчка. Вслед за этим скажите ученику, чтобы, как только вы его потянете сзади за плечи, он упал, не оказав ни малейшего сопротивления, вам на руки, слегка лишь повернувшись на шарнирах, то есть так, чтобы его ноги остались по-прежнему как бы прикреплёнными к полу. Затем действительно потяните его слегка за плечи. Если опыт этот с первого раза вам не удастся, продолжайте его до тех пор, пока не достигнете полного или хотя бы частичного результата.

Второй опыт. Скажите ученику, что, с целью показать ему наглядно действие воображения, вы сейчас попросите его усиленно думать: «Я падаю назад, я падаю назад» и т.д.; пусть он при этом не думает ни о чём другом, не проверяет себя, не размышляет над тем, падает ли он действительно или нет, может ли он удариться при падении и т.д. и т.п.; с другой стороны, он вовсе не должен падать назад из одного только желания оказать вам любезность, он должен только, почувствовав, как его что-то тянет назад, последовать тотчас же этому влечению, не оказывая ему никакого сопротивления.

Вслед за этим заставьте ученика высоко поднять голову, положите ему правый кулак сзади на шею, а левую руку на лоб и скажите: «Думайте: "я падаю назад, я падаю назад" и т.д.; — вы действительно падаете назад, вы падаете назад» и т.д. В это время ведите слегка левой рукой по направлению к его левому виску поверх ушей, а правую между тем медленно, очень медленно, но равномерно отводите от шеи.

Вы сейчас же почувствуете, как ученик сделает лёгкое движение назад, а затем либо задержит движение, либо же действительно упадёт. В первом случае скажите ему, что он оказал сопротивление, что он не думал о том, что он падает назад, а лишь том, что может при падении ушибиться. Эхо совершенно несомненно, так как если бы у него не было этой мысли, то он неминуемо упал бы как бревно. Повторите поэтому опыт и говорите на сей раз повелительным тоном, как бы желая заставить ученика вас послушаться. Повторяйте опыт до тех пор, пока не достигнете полного или частичного успеха. При этом рекомендуется встать лучше чуть-чуть поодаль от ученика, левую ногу выставить вперёд, а правую назад, чтобы при падении он не увлёк вас за собой.

Третий опыт. Поставьте ученика перед собой. Тело его по-прежнему вытянуто, ноги плотно сжаты. Приложите легко, не надавливая, руки к его вискам, смотрите пристально и не моргая на его переносицу, заставьте его думать: «Я падаю вперёд, я падаю вперёд», — повторяйте при этом сами, выговаривая внятно каждый отдельный слог: «Вы па-да-е-те впе-рёд, вы па-да-е-те вперёд», — и не сводите при этом с него глаз.

Четвёртый опыт. Заставьте ученика вытянуть руки, сложить их и сжать изо всех сил пальцы так, чтобы в них появилась лёгкая дрожь. Смотрите на него как в предыдущем опыте и надавливайте слегка своими ладонями его руки, как будто стараясь ещё крепче сжать их. Скажите ему, что теперь он не может разжать руки; вы сосчитаете до трёх, и при слове «три» пусть он попробует разжать их, думая непрерывно: «Я не могу, я не могу и т.д.», — он убедится, что это действительно невозможно. Вслед за этим начните медленно считать «раз, два, три» и сейчас же добавьте, опять растягивая слоги: «Вы не мо-же-те, вы не мо-же-те» и т.д. Если ученик в самом деле напряжённо думал: «Я не могу», то его пальцы не только не разомкнутся, но будут сжиматься тем сильнее, чем больше он будет стараться их разжать. Он достигает при этом результата, обратного тому, какой ему бы хотелось. По прошествии нескольких секунд скажите ему: «Теперь думайте: "я могу"»,—пальцы его тотчас же разомкнутся.

Во время этого опыта необходимо всё время пристально смотреть на переносицу ученика, а он, в свою очередь, тоже должен не отводить взгляда от ваших глаз.

Если тем не менее он может все-таки разжать руки, не думайте, что это ваша вина. В этом всегда виноват ученик — он недостаточно думал: «Я не могу». Скажите ему это уверенным тоном и начните опыт сначала.

Рекомендуется вообще говорить всегда повелительным тоном, не допускающим никакого непослушания. Этим не сказано, чтобы нужно было повышать голос; наоборот, предпочтительнее говорить обычным голосом, но только резко и повелительно выговаривать каждое слово.

При успехе этого опыта у вас получатся, несомненно, и все остальные — вы достигнете этого без большого труда, если только в точности будете соблюдать данные выше указания.

Некоторые субъекты крайне восприимчивы; это можно сразу заметить по тому, что у них очень легко удаются опыты сведения пальцев и других членов тела. После двух, трёх удачных опытов вам уже не приходится говорить: «Думайте о том-то и о том-то»; достаточно сказать, например, просто, но повелительным тоном, каким вообще можно только достигать успешных внушений: «Сожмите руку в кулак — сейчас вы уже не в состоянии её разжать»; «Закройте глаза — вы их теперь не можете открыть» и т.п. И действительно, испытуемое лицо не может ни разжать рук, ни раскрыть глаз, сколько бы оно ни прилагало усилий к этому. Как только, однако, спустя несколько мгновений вы ему скажете: «Теперь вы можете», — у него сейчас же наступает расслабление мышц.

Эти опыты можно разнообразить до бесконечности. Я приведу несколько примеров. Ученика заставляют скрестить руки и внушают, что они срослись между собой; кладут руки на стол и внушают, что они приклеились; говорят ученику, что он не может встать с кресла; заставляют его встать и внушают, что он не в состоянии ходить; кладут на стол перо и говорят, что оно весит сто килограммов и что его невозможно поднять, и т.п.

Я настоятельно подчёркиваю ещё раз, что все эти явления вызываются не внушением, а самовнушением — внушение лишь извне возбуждает последнее.

_______________

ПРИМЕЧАНИЕ. Вышеприведённые указания преследуют исключительно цель научить проведению опытов над другими людьми. Производить эти опыты над самим собой не рекомендуется, так как обычно поставить самого себя в желательные условия не удаётся и успешные результаты поэтому не достигаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: