Выбор темы с учетом базовых материалов

Теоретические и практические знания студентов закрепляются и расширяются в процессе выполнения дипломного проекта. Он должен быть актуальным, конкретным, имеющим практическое значение (по возможности подтвержденное справкой о практической значимости или указанием на нее рецензентом и научным руководителем) и соответствовать квалификационной характеристике выпускника. Поэтому, правильный выбор темы дипломного проекта имеет исключительно важное значение. Успешное выполнение работы зависит не только от правильного выбора темы, но и от объекта изучения.

Дипломный проект может посвящаться комплексному исследованию вопросов повышения эффективности управления организацией, социально-экономическому развитию региона, муниципального образования или страны.

Выпускающие кафедры разрабатывают примерную тематику дипломных проектов (раздел 4) в тесной связи с потребностями практики управления персоналом, государственного и муниципального управления, а также управления организациями различных форм собственности. Темы дипломных проектов утверждаются директором. Тематика дипломных проектов непосредственно связана с научно-исследовательской работой кафедр, осуществляющих научное руководство.

Темы дипломных проектов ежегодно корректируются. С перечнем тем знакомят студентов до начала предпоследней сессии. Содержащиеся в перечне кафедр формулировки дают общие направления тематики и требуют обязательной конкретизации и уточнения, придания теме отраслевого или регионального звучания. Кроме того, тема дипломного проекта должна содержать в себе проблему, пути решения которой и должен предложить дипломник. Например, представленная в тематике дипломных работ тема «Экологические проблемы крупного города» требует указания конкретного города и конкретной управленческой ситуации. Формулировка темы дипломного проекта может звучать следующим образом: «Экологические проблемы г. Вологды и совершенствование системы управления природопользования». Предлагаемое в данном перечне направление исследования: «Прогнозирование как основа организации деятельности аппарата государственного (местного) управления» может иметь конкретное преломление через формулирование возможных точечных тем дипломных сочинений: «Прогнозирование как функция управления развитием региона (на примере Вологодской области)» и «Прогнозирование как основная функция отдела труда и социально-экономического прогнозирования органов муниципального управления». Такая общая тема, как «Кадровая политика в системе государственной и муниципальной службы» дает возможность определить в качестве предмета исследования следующие проблемы: «Правовое регулирование кадровой политики в государственной и муниципальной службе субъекта РФ», «Кадровая политика в системе муниципальной службы (на примере конкретного муниципального района)», «Непрерывное обучение муниципальных служащих как принцип кадровой политики (на примере конкретного района)», «Управление кадровым потенциалом в системе профессионального образования Вологодской области» и т.д. Студент вправе предложить свою тему дипломного проекта с учетом собственной практической деятельности и, исходя из той сферы государственного и муниципального управления, в которой ему предстоит работать. Направление дипломного проекта может быть определено органами государственного и муниципального управления предприятиями и организациями в связи с необходимостью реализации конкретных проектов и программ, подсказана практической управленческой ситуацией. Вызывают большой интерес темы, предполагающие проведение сравнительных исследований аналогичных проблем в других регионах РФ и зарубежных странах, связанные с изучением социокультурных, социально-психологических, социально-экономических закономерностей развития регионов нашей страны, так как их понимание может быть использовано при прогнозировании последствий принимаемых управленческих решений.

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ предоставляет студенту право выбора конкретной темы дипломного проекта. Студент, как правило, выбирает тему работы из рекомендуемого кафедрой перечня, но он может предложить и свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Студент должен подготовить дипломный проект на тему, соответствующую специальности и специализации, по которой он обучается в вузе. Задача преподавателей прокомментировать темы дипломных проектов, интересующие студентов, помочь им в выборе темы с учетом их способностей и склонностей.

Закрепление темы дипломного проекта за студентом производится на основании заявления, написанного на имя заведующего кафедрой и согласованного с руководителем (приложение 1, 2). Многолетний опыт показывает, что чем раньше студент выбрал тему дипломного проекта, тем сознательнее и продуктивнее он работает, тем весомее полученный итоговый результат. У таких студентов тема дипломного проекта вытекает из темы курсовой работы по соответствующей дисциплине, то есть является ее продолжением и углублением. Студенты должны помнить, что написанные ими в процессе обучения доклады, рефераты, курсовые работы по общетеоретическим и специальным дисциплинам могут быть частями дипломного проекта.

Утверждение темы дипломного проекта индивидуально для каждого студента и осуществляется только после беседы с научным руководителем (от кафедры). Затем по представлению выпускающей кафедры закрепление тем оформляется приказом директора филиала.

По утвержденной теме студент совместно с научным руководителем разрабатывает задание и план-график дипломной работы по разделам и подразделам в срок, утверждаемый руководителем (приложения 3, 4 и 5). Правильно составленные задание и план-график работы помогают студенту систематизировать информацию и обеспечивать последовательность ее изложения, а также является организующим основанием в предстоящих исследованиях.

Поэтапное выполнение дипломного проекта рекомендуется проводить в следующей последовательности:

- выбор темы дипломного проекта, ее согласование с кафедрой и утверждение;

- разработка плана работы;

- подбор литературы, критическое ее изучение;

- сбор фактических данных по предмету исследования (за последние 1-3 года), их обработка, анализ и обобщение;

- представление обработанного материала на проверку руководителю;

- письменное оформление дипломного проекта и передача научному руководителю на проверку;

- доработка дипломного проекта с учетом замечаний научного руководителя;

- завершение и окончательное оформление дипломного проекта и представление его для просмотра и составления отзыва научному руководителю, проведение процедуры нормоконтроля, представление работы назначенному кафедрой рецензенту для получения рецензии и передача ее на утверждение заведующего кафедрой с целью получения допуска к защите на заседании ГАК;

- письменное оформление доклада, а при необходимости демонстрационного материала (таблиц, графиков, схем, слайдов) для защиты дипломного проекта на заседании ГАК ( выполняется одновременно с предыдущим этапом );

- защита дипломного проекта на заседании ГАК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: