Арбитражное управление в системе антикризисного менеджмента

Глава 1. Понятие об арбитражном управляющем

Условно существующие на данный момент работы можно разделить на имеющие юридическую направленность и работы отдельных экономистов, адаптированные под проблемы несостоятельности (банкротства). В отдельных исследованиях по отношению к предприятию, находящемуся в процессе банкротства, применяется понятие "арбитражное управление".

Действительно, если обратиться к термину управление, то управление как процесс не заканчивается автоматически с принятием заявления о несостоятельности (банкротстве). Оно приобретает новые признаки и черты. Таким образом, арбитражное управление на наш взгляд следует рассматривать как специфическую форму антикризисного управления.

Арбитражное управление - это система методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с осуществлением процедур, применяемых в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Цель арбитражного управления - максимальное удовлетворение требований кредиторов предприятия либо путем восстановления его платежеспособности, либо его ликвидации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: проанализировать причины превышения расходов над поступлениями; выбрать наиболее оптимальную форму управления; оценить степень разбалансированности системы; определить размер предстоящих мероприятий.

Поэтому арбитражное управление имеет ряд отличий от обычного: осуществляется специально утвержденным специалистом - арбитражным управляющим; его участники имеют противоположные интересы; имеет четко определенные законодательством временные рамки; комплекс проводимых мероприятий определен законом; осуществляется при практически полном отсутствии денежных средств.

Арбитражное управление на наш взгляд должно выполнять две основные функции. Во-первых, надлежащее функционирование механизма "невидимой руки". Современное предприятие основано на разделении права собственности и права на управлении. В этом контексте арбитражное управление в рамках законодательства о банкротстве выполняет посреднические функции между исключительным контролем за перемещением "дефицитного" имущества предприятия и необходимостью делегировать полномочия по его "вторичному" использованию. Это позволяет уменьшить транзакционные издержки. В рамках арбитражного управления кредиторам предоставлено право "выкупить" свои ресурсы у неплатежеспособных предприятий, с тем, чтобы использовать их более эффективно. То есть кредиторам в данном случае предоставлено право реинвестировать из несостоятельного предприятия.

Во-вторых, в рамках арбитражного управления должен осуществляться соответствующий контроль за должником, а также передача полномочий от прежних органов управления в случае принятия решения о ликвидации.

Институт банкротства относительно нов для российской системы правового регулирования. Вместе с тем в дореволюционной России институт банкротства был достаточно развит. В дореволюционной терминологии в отношении современных арбитражных управляющих употреблялся сугубо российский термин - "попечитель". Попечитель избирался из числа присяжных поверенных - адвокатов. Основной целью попечителя-опекуна являлось обеспечение законности всех действий несостоятельного предприятия.

Многие до сих пор не представляют себе, в чем заключается суть названной профессии. В глазах одних - это госслужащий, участвующий в банкротных процедурах. В глазах других - человек, который пришел на предприятие с целью "растащить последнее" и тем самым окончательно погубить его. В целом оба эти утверждения неверны, но в них есть и доля правды. Кроме того, в самом законодательстве имеется путаница в использовании терминологии, касающейся арбитражного управляющего. Регулирующие банкротство законы, в том числе банкротство кредитных организаций, субъектов естественных монополий, используют термин "арбитражный управляющий". При этом в ведомственных нормативных актах нередко можно встретить термин "антикризисный управляющий" (например, РАСПОРЯЖЕНИЕ ФСФО РФ от 04.09.2000 № 128-р, ПРИКАЗ Миннауки РФ от 04.11.98 № 212). Кроме того, в действующем законодательстве нет определения арбитражного управления. Всегда говорится о правах и обязанностях арбитражного управляющего, его ответственности и т.д. А между тем никто не может четко сказать, чем же он все-таки занимается. Что такое арбитражное управление? Чем отличается арбитражное управление от доверительного, от антикризисного, от менеджмента в юридическом лице? Это разные процессы, или это одно и тоже? Кратко обозначим определяющие отличия между этими видами деятельности [4]:

1. Арбитражное управление - это специфический вид деятельности, который заключается в управлении должником при реализации судебных процедур банкротства. Особенности арбитражного управления определяются законодательством о банкротстве.

2. Антикризисное управление, в свою очередь, подразумевает управление юридическим лицом в неблагоприятных условиях. При этом речь не обязательно идет о банкротстве, кризисная ситуация может возникнуть и за его пределами. Банкротство - это всегда кризис, а кризис - это не всегда банкротство.

3. Управление юридическим лицом осуществляется только в его интересах и в соответствии с целями определенными в учредительных документах. В то время как арбитражное управление преследует цели, определенные в законе о банкротстве, и в интересах всех участников банкротства.

4. Доверительное управление - это разновидность управления чужим имуществом в пользу третьего лица. Именно имуществом, а не юридически лицом, как в предыдущих случаях.

Таким образом, арбитражный управляющий - это специалист, осуществляющий процесс управления должником при реализации судебных процедур банкротства. Впервые ввел в российскую экономику этого нового участника процесса банкротства закон "О банкротстве предприятий" 1992 года. Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон "О несостоятельности (банкротстве)" в 1998 году. Именно в это время Россия переживала экономический кризис, многие остались без работы. Поэтому востребованная на рынке профессия арбитражного управляющего стала очень привлекательной и для многих являлась попыткой попробовать себя на новом поприще и начать новую жизнь. Таким образом, в эту сферу пришли экономисты, банковские работники и участники рынка ценных бумаг, для которых в то время настали не лучшие времена. Также арбитражными управляющими зачастую являются бывшие инженеры и военные. Но на момент принятия данного закона профессии арбитражного управляющего практически не существовало, и требования, которые предъявлялись к данным специалистам, как показывает сегодняшний день, были далеко не совершенны, поэтому на рынке банкротства было достаточно много неквалифицированных специалистов. Арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования. Более того, арбитражный управляющий не нес никакой ответственности и за свои действия. Но сегодня ситуация изменилась, и в новом федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года прописан более существенный объем профессиональных требований к арбитражным управляющим, а также четко определен его правовой статус.

Таким образом, понятие "арбитражный управляющий" имеет достаточно долгую историю своей эволюции. Это дает нам основание утверждать, что на сегодняшний момент у законодателя уже имеется достаточно знаний и практических навыков, чтобы точно определить назначение и статус арбитражного управляющего во вновь создаваемых законах.

Отзыв в установленном Законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления им полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом такого арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей (п.2 ст. 19 закона о банкротстве).

Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнить обязанности арбитражного управляющего, с уведомлением ФСФО России (территориального агентства ФСФО России) (п.3 ст. 19 закона о банкротстве).

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом. В случаях, предусмотренных федеральным законом и иным правовыми актами Российской Федерации, арбитражному управляющему устанавливается дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности (п.1, 2 ст.22 Закона о банкротстве).

Если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами, вознаграждение лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счет имущества должника (п.3 ст.22 Закона о банкротства).

В зависимости от процедура банкротства выделяют следующие вида арбитражного управляющего:

1) временный управляющий

2) административный управляющий

3) внешний управляющий

4) конкурсный управляющий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: