Давыдов и освоение острова Врангеля

Попытки организовать на о. Врангеля англоканадские зверобойные и китобойные промыслы предпринимались в годы интервенции и вторично в 1923 г. Инициатором в обоих случаях был В. Стефансон, за которым стояли англо-канадские империалистические круги, рассчитывавшие, что они не встретят должного отпора со стороны молодого Советского государства. Однако они просчитались: чтобы положить конец попыткам захвата о. Врангеля, туда в июле 1924 г. была отправлена из Владивостока канонерская лодка «Красный Октябрь» под командованием военного моряка-гидрографа Бориса Владимировича Давыдова.

В 1919 – 1920 гг. он выполнил опись части западных берегов Берингова моря и на основе собранных материалов в 1923 г. издал «Лоцию побережий РСФСР, Охотского моря и восточного берега полуострова Камчатки...».

Кроме основного поручения от Советского правительства, Давыдов выполнял еще задание научно-исследовательского характера как на пути к о. Врангеля — в Беринговом проливе и в Чукотском море, так и у самого острова. Продвигаясь до 12 августа 1924 г. на север через Берингов пролив и южную часть Чукотского моря, совершенно свободные ото льда, экспедиция достигла 70°43' с. ш. Но когда «Красный Октябрь» повернул на запад к о. Врангеля, он встретил тяжелые льды, был зажат ими, четыре дня дрейфовал и еще два дня с большим трудом в густом тумане пробирался через торосистые многолетние льды. 19 августа первые советские моряки высадились на южный берег о. Врангеля (у бухты Роджерса), и на следующий день в торжественной обстановке Давыдов поднял там советский флаг и установил медную доску с датой посещения острова. Три дня «Красный Октябрь» шел на запад вдоль побережья и обнаружил два промысловых зимовья с небольшими складами, а вскоре и людей: одного канадца и 13 американских эскимосов, заброшенных туда в 1923 г. для хищнического промысла. Давыдов конфисковал все промысловые орудия и добычу, а промышленников, как браконьеров, арестовал.

Закончив осмотр и съемку южного берега о. Врангеля, Давыдов 23 августа повернул от юго-западного мыса Блоссом к материку. Он достиг его у мыса Якан только через пять дней, так как пролив Лонга был забит льдом. Оттуда «Красный Октябрь» короткое время шел на юго-восток по береговой полынье до мыса Шмидта, всего лишь около 150 км. Здесь ледовая обстановка так ухудшилась, что моряки стали готовиться к зимовке, но через четыре недели, когда уже разобрали машину, вдруг почувствовали зыбь. Она все усиливалась – очевидно, неподалеку часть моря была свободна от льда. Менее чем в два дня машину снова собрали, развели пары, и 27 сентября «Красный Октябрь», преодолев полосу льда шириной приблизительно в 25 км, по чистой воде при противном штормовом ветре двинулся к Берингову проливу, но только через шесть дней добрался до мыса Дежнева. Раздобыв в этом районе немного топлива, экспедиция прошла через Берингов пролив и 6 октября остановилась в бухте Провидения, где угля для корабля оказалось достаточно. 23 октября 1924 г. «Красный Октябрь», успешно выполнив правительственные задания, вернулся во Владивосток.

В августе 1926 г. пароход «Ставрополь» под командой Павла Георгиевича Миловзорова доставил из Владивостока на о. Врангеля первую партию советских переселенцев во главе с Георгием Алексеевичем Ушаковым, назначенным начальником острова. А на обратном пути Миловзоров поднял советский флаг на о. Геральд — крайней северо-восточной земле Советской Арктики.

Между тем Г. Ушаков в марте — апреле 1928 г. за 40 суток впервые выполнил съемку всего побережья о. Врангеля. Внутренние его части удалось обследовать на следующий год, но лишь в общих чертах. В 1975 г. из США па о. Врангеля завезена партия овцебыков, а спустя год этот главный арктический «роддом» белых медведей стал первым в Советской Арктике государственным заповедником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: