Мать:
- Если ты не подтянешься в учебе, скрывать это от отца уже не удастся. А ты его характер знаешь...
Мишень воздействия - страх наказания. Приманка - неведение отца (действительное или мнимое) о школьных неуспехах. Трансактная схема та же, что и на рис. 43.
"Взрослый" подход
Родитель:
- У меня нет денег на твои карманные расходы. Впрочем, если ты сходишь в магазин за продуктами и по пути сдашь бутылки, то деньги за них будут твоими.
- Да-а, там очередь...
- Но другой возможности у меня нет.
- Ладно, пойду.
Мишень воздействия - желание иметь карманные деньги. Приманка - возможность их заполучить. Трансактный анализ представлен на рис. 44. Явная трансакция Р->В дополнена скрытой В-->В: взаимоотношения равных деловых партнеров - деньги надо заработать. Первоначально подросток пытается проигнорировать скрытую трансакцию, отвечая лишь на явную: Р<-В (рис. 44, а). Однако настойчивость родителя заставляет отреагировать на деловой подход: В<-В (рис. 44, б).
а | б |
Рис. 44
|
|
Стимулирующее сравнение
- Брат учится лучше тебя, а новые джинсы просит не так часто, как ты.
Мишень воздействия - чувство вины за неважную учебу и завышенные требования: Р-->Д. Приманка - будешь учиться лучше, тогда и о джинсах поговорим (В->В: деловой подход; рис. 45).
Рис. 45
Отсроченная похвала
- Все во дворе и мы с отцом восхищаемся соседским парнем. Он такой вежливый!
Мишенью воздействия является потребность ребенка, подростка в уважении, признании. Приманка - легкость достижения: ничто не дается нам так дешево и не ценится окружающими так дорого, как наша вежливость. Трансактная схема изображена на рис. 45.
Воодушевляющая критика
- Я так гордилась тобой после родительского собрания по итогам первой четверти! Целую неделю как на крыльях летала. Классная руководительница очень хвалила твои способности и старания.
Упрек в снижении школьных успехов запрятан среди похвал и не выглядит обидным.