Римский повествовательный рельеф

(по 'Всеобщая история искусств. Том 1' \\Ред. Р.Б.Климов - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1956 - с.920

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml)

Cвоеобразным и чисто римским явлением был повествовательный рельеф. В эпоху республики на римский исторический рельеф большое влияние оказывают греческие тенденции. Около 30 года до н. э. перед храмом Нептуна в Риме, который был построен цензором Гнеем Домицием Агенобарбом, был сооружен алтарь. Рельефы, украшающие его, однако относятся к более раннему времени (115–100 гг. до н. э.). На трех сторонах изображены морские божества и свадебный поезд бога морей Нептуна и Амфитриты. Четвертый рельеф, иной по стилю, представлял реальную сцену – запись имущества римских граждан (ценз) и связанное с ней жертвоприношение богу Марсу. Здесь видно характерной для этого периода сочетание чисто римской темы жертвоприношения с греческой мифологической темой.

Рельеф так называемого алтаря Гнея Домиция Агенобарба, Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты, Глиптотека, Мюнхен

В эпоху Империи (расцвет Рима) римский исторический рельеф меняется. Примером этого периода служит алтарь Мира (13-9 г. до н.э. Марсово поле. Рим)

Алтарь мира, Рим

Это обнесенная стенами прямоугольная площадка. В центре стоит алтарь. Он расположен на ступенях, внутри и снаружи стены украшены рельефами. В верхней части наружных продольных стен распложен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. Рельефные композиции очень строгие и ясные. Ниже фриза идет растительный орнамент из листьев и побегов аканфа. На торцевой стене алтаря изображено благоденствие империи в эпоху правления Августа. На торжественное процессии, изображенной на фризе мы видим: Августа, членов его семьи, его приближенных, сенаторов, жрецов (сильное портретное сходство). Сцена благоденствия империи в эпоху августа изображена аллегорически: богиня земли Теллус, ветры-Ауры, жирные стада. Композиция рельефов расчленена на отдельные сцены сюжетно и ритмически связанные между собой. Пластика строгая и ясная. Орнамент очень реалистичен, но в то же время декоративен. Такие орнаменты широко используются в римском декоративном искусстве 1 в.н.э. Другим примером исторического рельефа служат рельефы на арке Тита.

Рельеф арки Тита, Рим

Она была воздвигнута в 81 г. в честь взятия Иерусалима. Это образец римской имперской архитектуры. Однопролетная арка очень богато декорирована. Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки- рельефы с изображением Тита и его войск победоносно вступающих в Рим. В рельефах сцены исполнены движения, фигуры идут не вдоль фона, а из глубины и по диагонали, за счет чего фон воспринимается как реальное пространство. Изображения очень живые, фигуры выпуклые. В этих рельефах в отличие от алтаря Мира плоскость стены не утверждается, а разрывается, но поскольку архитектура арки очень живописна, то рельефы объединяются в единое целое.

В эпоху императора Траяна окончательно повествовательный исторический рельеф сформировался окончательно. Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка; общая длина рельефа около 200 м, число изображенных на нем фигур — до 2500. На рельефе представлены походы Траяна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. В 16 в. статуя Траяна была снята и заменена статуей апостола Петра.


Колонна Траяна в Риме. Фрагмент рельефа. Мрамор. Начало 2 в.


Колонна Траяна в Риме. Фрагмент (нижняя часть колонны).


История победоносных войн римлян с даками развернута в неторопливом повествовании. События показаны в реальной обстановке: медленно текут волны Дуная, на горизонте возвышаются римские сторожевые постройки, затем следуют столкновения римских войск с даками, ожесточенные схватки, пленные даки, охваченные огнем дома даков, наводка моста через Дунай, устройство лагерей, осады крепостей и многое другое. Эти сцены являются драгоценным источником для изучения эпохи, военного дела, костюмов, национальных типов. В изображениях подчеркивается мощь римского войска, во главе которого во всех наиболее трудных положениях находится Траян. Изображение Траяна помещено на колонне девяносто раз.

В некоторых случаях скульптор прибегает к аллегорическим фигурам: чтобы показать, что наступила ночь, вводится большая фигура женщины с лицом, закрытым покрывалом; Дунай поясняется фигурой величественного старца, поднимающегося из волн. В стиле рельефов чувствуется некоторая архаизация, особенно ощутимая по сравнению с рельефами арки Тита. В целях наиболее полного и ясного изображения события близкие и дальние предметы даны с одинаковой четкостью и в том же масштабе, поэтому фигуры расположены одна над другой. Все фигуры имеют резкие линейные контуры. Отчетливость и выразительность изображений увеличивались применением полихромии.

Рельефы повествовательны, очень реалистичны, в них показывается мощь римского войска, во главе которого часто появляется сам Траян. В некоторых случаях скульптор применяет аллегории. Иногда чувствуется архаизация (по сравнению с аркой Тита) Близкие и дальние предметы одинаково четкие, одного масштаба, поэтому фигуры расположены одна над другой. Изображения полихромные, имею резкие линейные контуры. Однако, в некоторых изображениях черты архаизации отсутствуют (статуи пленных даков).

Колонна Антония Пия, рельеф, Рим

Очень интересным памятником эпохи Антонинов является колонна Антонина Пия (Рим. Марсово поле. Ок. 161 г. нэ) До наших дней дошла только база колонны со скульптурными изображениями. Это официальный памятник, установленный в честь умершего императора. На передней части базы колонны изображены император со своей женой Фаустиной и гением. В этом изображении виден кризис классической композиции(нет симметрии, не соблюден масштаб, однако изображения императора и его жены очень реалистичны. На боковых сторонах базы колонны даны сцены с изображением военного парада. Заметен новый принцип изображения пространства, очень похожий на реализованный впоследствии в христианском искусстве. В рельефе нет глубины, фигуры как бы прилеплены к плоскости. Все очень условно, ни масштаб, ни симметрии, ни глубина пространства не соответствуют классическому образцу. Плоскость, на которой находится фигуры, обозначена полочкой под ними.

Триумфальная арка Септимия Севера

Осада Селевкии, рельеф с арки Септимия Севера

Следующим периодом является правление Северов. Примером памятника со скульптурным декором является арка Септимия Севера(203 г н.э.). Основная идея Основные изображения сосредоточены на панно в верхней части пилона. Предположительно их создавали несколько скульпторов. Изображения представляют повествование, но сохранились лишь 4 сцены, они иллюстрируют Парфянскую кампанию (195-199гг). На этих рельефах воскрешается жанр, распространенный в эпоху Республики - триумфальные картины. Присутствует «ящикообразный рельеф» Также как и в рельефах колонны Антонина Пия плоскость под фигурами изображена в виде полочки. На примере этой арки видно, что в рамках римской традиции появляется другое искусство, отличное от традиций.

Саркофаг Людовизи, Национальный музей Рима

Апогея искусство 3 века достигло в саркофаге Людовизи. Отчетливо видны черты упадка римского искусства. Рельефы саркофага заполнены крупными изображениями с четкими контурами, которые занимают все пространство саркофага. Рельеф высокий, но нет объема. Композиция нечеткая, но, несмотря на упрощение формы, композиция отличается сильной экспрессией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: