Античность. Римской империи искусство

Римской империи искусство




мер мастерской связи архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Преемник Траяна, император Адриан (117-138 гг.), также был по­клонником греческого искусства и, живя в Афи­нах, отстроил новую часть города. Адриан имел профессиональные знания архитектора и много за­нимался искусством, как современным, так и древ­ним. В эпоху Адриана был возведен величайший памятник римского зодчества — Пантеон. По про­екту самого Адриана построен храм Венеры и Ромы, представляющий собой периптер коринфс­кого ордера с двумя святилищами. Архитектурные работы Адриана — такие, как арка в Афинах и за-


вершение храма Зевса Олимпийского, вилла в Ти-воли (125-135 гг.), — отмечены сочетанием разно­родных стилевых элементов и заметно эклектичны. Адрианом начато было также сооружение гранди­озного мавзолея в Риме, перестроенного в Сред­ние века в крепость и получившего название зам­ка Сант-Анджело.

Начиная с эпохи Адриана в римском зодчестве наметился перелом в сторону изысканной услож­ненности образа, отчасти связанный с влиянием эл­линистического искусства Востока. Если время императора Траяна ознаменовалось возвратом к ге­роическому суровому стилю республики, то в эпо­ху правления Адриана и Антонинов усилились поис­ки экспрессии, эмоциональности и психологической глубины образа. Исторические рельефы импера­торского Рима первоначально были отмечены раз­меренностью композиционных ритмов и сдержан­ностью пластического языка (рельефы Алтаря Мира Августа в Риме, мрамор, 13-9 гг. до н. э.). Черты живописности, напряженной динамики, усилившиеся в рельефах времени Флавиев (релье­фы арки Тита), особенно характерны для периода Траяна, когда складывается тип батального релье­фа (скульптурное убранство колонны Траяна в Риме, мрамор, 111-114 гг.).

Рельефы колонны Траяна — ярчайший пример римского скульптурного жанра повествовательно­го исторического рельефа. Их тема — победонос­ные походы на даков. В изображениях, выполнен­ных с исторической точностью, подчеркивается мощь римского войска; появляются картины охва­ченных пожарами сражений городов и крепостей; римские военные лагеря; аллегорические фигуры Ночи, Дуная и т. п. Изображение самого Траяна помещено на колонне около 90 раз. Все фигуры имеют резкие линейные контуры и выполнены в стилизованно-архаической манере. Выразитель­ность их подчеркнута полихромией. Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период правления Адриана, когда школы копиис­тов, выполнявших работы на основе греческих оригиналов, были особенно многочисленны. Однако копии уже не были точными, прилежными подра­жаниями; в них проявился дух эпохи, требовавший большей представительности и технической вир­туозности.

В искусстве периода Антонинов основное место занимает скульптурный портрет. Главный акцент перенесен на передачу внутреннего облика моде­ли, отражение психологического состояния (порт­рет императора-философа Марка Аврелия). К этой же эпохе относится широко известный портрет сириянки, соединяющий удивительную психологи­ческую проницательность и лиризм с редким мас-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: