Система смазки

Назначение смазочной системы. Смазочная си­стема служит для подвода масла к тру­щимся поверхностям деталей двигателя. Масло, поступающее к трущимся по­верхностям, уменьшает потери на тре­ние и замедляет изнашивание деталей, охлаждает поверхности и очищает их от продуктов изнашивания.

В современных двигателях приме­няют комбинированные смазочные си­стемы, в которых масло к трущимся по­верхностям одних деталей подается под давлением от насоса, а к другим — разбрызгиванием, самотеком и масляным туманом.

Принципиальная схема смазочной си­стемы показана на рис 1. Масло зали­вается в поддон картера через горлови­ну патрубка 17. Уровень масла в систе­ме должен быть строго определенным. Его контролируют с помощью маслоизмерительного стержня 16, конец которо­го погружен в масляную ванну.

При работе двигателя масло засасы­вается из поддона насосом 7 через маслоприемник 6 и подается в фильтр 10. Из фильтра масло поступает в главную масляную магистраль 12, выполненную в виде продольного канала в картере двигателя. Максимальное давление масла, создаваемое насосом, ограничивается редукционным клапаном 8. В случае засорения фильтра 10 масло поступает в главную масляную магистраль через перепускной клапан 9, минуя фильтр. Кроме того, часть масла постоянно поступает для очистки в другой фильтр 1. Фильтр 10, через который проходит все масло, поступающее в главную масля­ную магистраль, называется последова­тельно включенным или полнопоточ­ным. Фильтр 1 включен параллельно (его может не быть).

Из главной масляной магистрали масло под давлением через отверстия в картере и блоке поступает к коренным подшипникам 13 коленчатого вала, под­шипникам 14 распределительного вала и в полую ось 15 коромысел. От ко­ренных подшипников через отверстия в шейках и щеках масло подается к ша­тунным подшипникам коленчатого ва­ла. В некоторых двигателях внутри ша­туна выполняется канал для смазывания пальца.

Вытекающее через зазоры в подшип­никах коленчатого и распределительно­го валов масло разбрызгивается движу­щимися деталями кривошипно-шатунного механизма и в виде капелек и масляного тумана оседает на стенки цилиндров, кулачки распределительного вала, толкатели, поршневые пальцы и др. У некоторых двигателей в нижней головке шатуна делается отверстие, через которое при его совпадении с каналом в шатунной шейке масло выбрасы­вается в наиболее нагруженную часть стенки цилиндра.

Давление масла контролируют элек­трическим манометром 11, датчик кото­рого установлен в главной масляной магистрали, а указатель на щитке приборов. На некоторых двигателях для контроля температуры масла имеется электрический термометр 2, датчик ко­торого смонтирован в поддоне картера.

Для охлаждения масла система иногда снабжена радиатором. Масляный радиатор обдувается потоком воздуха, и движущееся через него масло охлаждается. Радиатор 3 включают краном 5. Масло поступает в радиатор через пред­охранительный клапан 4. Охлажденное масло сливается в поддон картера.



Рис. 1. Принципиальная схема смазочной системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: