Глава V. Недбайло В.Н

Мой прадед, Недбайло Василий Николаевич, родом с юга Украины,
по призыву Комсомола поступил и в 1939г. окончил Ленинградское высшее Военно-морское училище им. Фрунзе.

Первое «боевое крещение» получил в Финскую кампанию, 1939-1940гг., когда для обеспечения безопасности Ленинграда руководством страны было принято решение – отодвинуть границу с Финляндией путём военных действий. В той кампании прадед получил своё первое боевое ранение.

С началом ВОВ (22 июня 1941г.) и до её окончания, до Дня Великой Победы, мой прадед воевал на фронте в составе Ладожской Военной Флотилии. За годы войны был дважды ранен.

Вот так он писал о себе: «Недбайло Василий Николаевич, рождения 1915 года,украинец, образование высшее, кандидат ВКП(б) окончил ВМУ им. Фрунзе в 1939 г. звание лейтенант.

С начала военных действий, т.е. с 22июня 1941 года работал начальником Базовой гидрометеостанции Выборг. Метеостанция с первых дней войны перестроила свою работу на военный лад. Базовая метеостанция «Выборг» давала ежедневные и долгосрочные прогнозы погоды и гидрологические данные всем военным частям Выборского сектора.

В личном дневнике пишет Недбайло В.Н.:«23 сентября через главный Морской штаб начальника гидромет. службы откомандировали меня в качестве метеоролога в распоряжение адмирала Исакова, в Осиновец.

В Осиновке мне пришлось организовать и возглавить по приказанию адмирала Исакова метеослужбу и обеспечить боевые операции и перевозки флотилии в метеорологическими сведениями.

Немного позже, т.е. во второй половине октября была организована Базовая гидрометеостанция Новая Ладога, которая так же формировала прогнозы погоды для военной флотилии, а так же метеорологическими сводками в зимний период и ледовыми данными.

В период с октября по декабрь 1941 года личный состав метеостанции выполнял поставленные задачи, лично мне выпало счастье исследовать ледовые трассы к кораблям по каналу Кабы.» от 27.12.1941г. лейтенант Недбайло.В.Н.

В октябре 1941 года, моего прадеда, лейтенанта Недбайло В.Н., откомандировали в распоряжение начальника Главного Морского штаба адмирала Исакова, и, по его спецзаданию, он прибыл служить в Осиновец, где возглавил гидрометеорологическую службу Ладожской Военной флотилии. На него лично возлагалось общее оперативное руководство работой станций в Осиновце и Новой Ладоге, выяснение нужд и запросов командования ЛВФ, дача в соответствии с указанными запросами оперативных заданий начальникам Базовых станций и осуществление контроля над выполнением этих заданий.

Военным морякам-гидрографам была поставлена задача: исследовать возможность доставки товаров и вывоза раненых из блокадного Ленинграда по льду Ладоги. В кратчайшие сроки под обстрелами была исследована
и проложена трасса по льду Ладожского озера от маяка «Осиновец»
до деревни Новая Ладога. Эту трассу впоследствии назвали «Дорогой Жизни». Эта дорога была единственной, которая связывала блокадный Ленинград с «Большой землёй». Она спасла тысячи жизней. Первые караваны продовольствия уже в конце ноября 1941г. начали поступать
в Ленинград.

«Дорога жизни» действовала зимой и летом до окончания блокады. Под постоянными обстрелами шли караваны: летом – суда, зимой – знаменитые полуторки.

Однажды корабль, на котором находился мой прадед, был расстрелян немецкой авиацией. Наше командование ошибочно полагало, что никому
из пассажиров и членов экипажа не удалось выжить и разослало похоронки семьям всех, кто находился на корабле. Однако несколько человек на плаву
на обломках корабля смогли спастись, среди этих людей был и мой прадед. Вскоре, после лечения в госпитале, прадеду удалось прибыть на побывку
к семье.

И так получилось, что приехал он после своих поминок.

В мае 1945 года Великая Отечественная война закончилась, но прадед получил новое назначение – на Балтику на тральщик для разминирования акватории Балтийского моря.

13 июля 1948г. мой прадед, Недбайло В.Н., на отлично окончил школу партийного актива базы Порккала.

Затем прадед был назначен начальником разведки Военно–Морской базы на Чукотке, где он прослужил до своей демобилизации в 1953 году. [7]

Запись из личного дневника Недбайло Василия Николаевича

«…В один из холодных зимних вечеров декабря 1942г. я вышел из нашего штаба на улицу покурить после тяжелого дня. Было очень темно
и очень холодно.

Я стоял, курил, думал о завтрашнем дне, о предстоящих событиях
и думал, чем займусь, когда закончиться эта война.

Докурив папиросу, я собрался уйти, как вдруг заметил гору из каких-то мешков. Я подумал, что это были привезенные еще днем мешки с хлебом, которые еще не успели принять, хоть это было крайне сомнительно, особенно, учитывая обстановку этих лет... Было подозрительно и то, что эти мешки никто не охранял, а ведь их могли украсть. Я все же решил подойти и посмотреть, что же это на самом деле было. Я подошел и перевернул один, как мне поначалу казалось, из мешков. Но это был не хлеб… Меня передернуло от увиденного. Это были замерзшие трупы детей.

Меня увидел неподалеку стоявший солдат. Он тот час побежал
ко мне, чтобы объяснить, в чем дело. Он мне рассказал, что во время эвакуации из города многие пассажиры, ехавшие на грузовиках, во время пути засыпали или вовсе замерзали насмерть, и поэтому выпадали из машин. И чтобы машин не давили эти трупы, были созданы спецотряды, которые собирали эти трупы.

Выслушав этот ужасный рассказ, я вернулся на маяк. Я хотел заснуть, но не мог. Перед моими глазами мелькала эта гора с трупами маленьких детей, которым нужно было еще жить и жить, совершать много великих дел. А теперь они просто так – лежали в одной огромной общей куче бездыханных тел...»

За службу в Армии и боевые заслуги мой прадед был награждён:

* Знаком Ветерана Ладожской Военной Флотилии;

* орденом Красной Звезды;

* знаком почёта Добровольного Общества Содействия Авиации Армии Флоту (от председателя ЦК ДОСААФ маршала Будённого);

* 15 медалей за боевые заслуги: за Оборону Ленинграда и другими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: