Учебной дисциплины «Арбитражный процесс». Пояснительная записка

МИНОБРНАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Рассмотрено и рекомендовано На заседании кафедры гражданско-процессуального и трудового права ЮФУ Протокол №3 «20» ноября 2010 г. и.о. Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Зиновьев И.П.________________ УТВЕРЖДАЮ Декан факультет Доцент Лях С.М. __________________________ «___»______________200 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Арбитражный процесс»

Составитель НОВИКОВА Г.М.

Ростов-на-Дону

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание …………………………………………………………….

1. Программно-планирующий блок

Рабочая программа

1. Информация об авторах ……………………………………………

2. Пояснительная записка ……………………………………………

3. Учебно-тематический план ………………………………..….……

4. Содержание дисциплины

Учебные модули…………………………………………………..…….

Учебный модуль № 1 ……………………………………………………

Учебный модуль № 2 …………………………………………………....

Учебный модуль № 3 …………………………………………………...

Учебный модуль № 4 …………………………………………………...

Учебно-методический блок

1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов ………………………………………………………………...

2.Темы семинарных занятий …………………………………………

3. Темы для написания курсовых и дипломных работ……………

4. Список экзаменационных вопросов…………………………….

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

Рабочая программа

Информация об авторах

Новикова Галина Михайловна – преподаватель кафедры гражданского процесса, юридического факультета ЮФУ, стаж научно-педагогической деятельности – 10 лет.

Пояснительная записка

Учебный курс «Арбитражный процесс» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель данного курса – изучение законодательных и теоретических основ судопроизводства в арбитражных судах на основе достижений процессуальной доктрины и опыта, наработанного судебно-арбитражной практикой, выработка у студентов знаний и практических умений защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц при разрешении арбитражными судами экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, специальным законодательством об арбитражных судах и арбитражном процессе, другими федеральными законами.

Основными задачами курса являются:

- ознакомление с теоретическими началами арбитражного процесса и его основными институтами;

- знание и правильное применение действующих норм арбитражного процессуального права с учетом сложившейся судебной практики их толкования;

- овладение навыками самостоятельной проработки правовых ситуаций, возникающих в ходе разрешения правовых конфликтов арбитражными судами.

Место курса в образовательной программе. Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» занимает особое место в учебных планах юридических вузов и предполагает изучение урегулированной нормами арбитражного процессуального права формы деятельности арбитражных судов, направленной на защиту оспариваемых или нарушенных прав лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а в случаях, предусмотренных законом, и иных субъектов права.

При изучении данного курса используются правовые знания, основанные на постулатах и доктринах гражданского процессуального права (процессуальные отношения, их содержание, иск, право на иск и т.п.) Это, в свою очередь, предопределяет тесную связь обеих дисциплин. Объединяющим началом выступает также и то, что арбитражное процессуальное право и гражданское процессуальное право регулируют осуществление правосудия в сфере гражданского оборота.

Понимание арбитражного процесса невозможно без предшествующего изучения базовых дисциплин материального права.

Учебные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. На лекции отводится 36 часов, на семинарские занятия – 18 часов.

Изучение курса завершается сдачей экзамена.

Самостоятельная работа студентов имеет своей целью продолжение изучения арбитражного процессуального права вне аудиторных занятий. Студенты, работая самостоятельно, помимо учебной литературы, изучения соответствующего нормативно-правового материала, знакомятся с рекомендуемыми монографическими изданиями и статьями в юридических журналах, анализируют судебную арбитражную практику, посещают заседания арбитражного суда.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

  Тема Часы/кредиты
Аудиторная работа лекции семинары Самостоя-тельная работа
1. Система арбитражных судов в Российской Федерации. Функции и задачи арбитражных судов.      
2. Альтернативные процедуры урегулирования экономических споров      
3. Предмет и система арбитражного процессуального права      
4. Принципы арбитражного процессуального права.      
5. Компетенция арбитражных судов      
6. Лица, участвующие в деле и иные участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе      
7. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе      
8. Иск и право на иск в арбитражном процессе.      
  Обеспечение иска      
10. Судебные расходы. Судебные штрафы      
11. Сроки в арбитражном процессе      
12. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство      
13. Акты арбитражного суда      
14. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде      
15. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений      
16. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение      
17. Рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок      
18. Рассмотрение дел по корпоративным спорам.      
19. Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц.      
20. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства      
21. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов      
22. Особенности производства по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений      
23. Производство по делам с участием иностранных лиц      
24. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов      
25. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам      
26. Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов      
  Итого по дисциплине:      

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Учебный модуль № 1 «Общие положения арбитражного процесса» (темы 1-11 – __24___ аудиторных часов)

Комплексная цель модуля - изучение законодательства об арбитражных судах в Российской Федерации как самостоятельной ветви власти в национальной судебной системе, полномочиях, порядке образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных окружных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации; рассмотрение вопросов компетенции арбитражных судов на основе теоретических и законодательно определенных критериев ее определения; ознакомление с кругом участников арбитражного процесса, их общими и специальными правами и обязанностями, порядком их реализации; изучение теоретических основ судебного доказывания и общих правил участия сторон в доказательственной деятельности.

Краткое изложение программного материала.

Тема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации. Функции и задачи арбитражных судов.

Современная судебная система России. Место арбитражных судов в системе органов судебной власти России. Состав и структура арбитражных судов. Высший Арбитражный суд РФ, его полномочия, порядок образования и деятельности. Федеральные арбитражные суды округов. Арбитражные апелляционные суды. Арбитражные суды субъектов РФ.

История развития хозяйственной юрисдикции в России. Торговые и коммерческие суды. Арбитражные комиссии Государственный и ведомственный арбитраж. Преобразование системы государственного арбитража в систему арбитражных судов. История кодификаций арбитражного процессуального законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: