Физиологические проявления эмоции интереса

В уже упомянутом эксперименте мы не только записывали на видеопленку мимическую реакцию ребенка на предъявление человеческого лица, но одновременно с помощью полиграфа измеряли частоту его сердечных сокращений. Когда мы поднимали занавеску и ребенок видел стимульный материал, полиграф регистрировал брадикардию (замедление сердечного ритма). Брадикардия была наиболее выражена в тех случаях, когда ребенок видел человеческое лицо, а наименее – когда предъявлялся неодушевленный предмет. Как вы, наверное, помните, для мимических проявлений интереса характерна обратная закономерность: они максимально выражены при предъявлении человеческого лица и минимально – при предъявлении неодушевленного предмета. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что объект, вызывающий у индивида зрительный интерес, одновременно вызывает у него и вполне определенную физиологическую реакцию, а именно – уменьшение частоты сердечных сокращений.

Психофизиологические исследования обнаружили связь брадикардии с ориентировочным рефлексом – поворотом головы в сторону объекта. Можно предположить, что ориентировочный рефлекс и брадикардия характерны только для начальной стадии активации интереса. В любом случае уже через несколько секунд после активации интереса частота сердечных сокращений у ребенка становится нормальной или даже повышенной. Продолжительная и интенсивная эмоция сопровождается некоторым повышением частоты сердечных сокращений.

Эксперимент, в котором изучались особенности сердечной деятельности в момент переживания той или иной эмоции, подтвердил факт падения частоты сердечных сокращений при переживании эмоции интереса (Cohen, lzard, Simons, 1986). Экспериментаторы записывали на видеопленку мимические проявления и затем с помощью системы объективного кодирования идентифицировали их с конкретной эмоцией, одновременно с помощью полиграфа, подключенного к компьютеру, записывалась частота сердечных сокращений. На рис. 4-3 сравниваются кривые частоты сердечных сокращений у детей четырех с половиной месяцев при переживании ими эмоции интереса и эмоции гнева. Мы видим, что одновременно с началом мимического выражения при эмоции интереса происходит уменьшение частоты сердечных сокращений, а при эмоции гнева – напротив, ее увеличение.

В нашем распоряжении имеются данные, свидетельствующие о несимметричной активации полушарий головного мозга при негативных или позитивных эмоциях. Электроэнцефалограммы, записанные у 10-месячных детей в момент переживания ими негативной или позитивной эмоции, показывают, что при негативной эмоции повышается активность правого полушария, в то время как при позитивной эмоции – левого. Эти исследования позволяют предположить, что эмоция интереса активизирует левое полушарие, которое связано с вербальным и логическим мышлением (Fox, Davidson, 1984).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: