Вопрос 6

Понятие телеработы. Факторы, влияющие на распространение телеработы.

В сетевой экономике активно развиваются дистанционные трудовые отношения. Различают два вида дистанционных трудовых отношений - телеработа и телекоммьютинг. Термин "телекоммьютинг" (англ. telecommuting) был введен Джеком Найллзом (США) в 1976 году для обозначения дистанционной работы по договору. Термин "телеработа" (англ. telework) был введен Европейской Комиссией в конце 1980-х годов. Разница между этими двумя понятиями заключается в том, что при телекоммьютинге необходимо существование фирмы или организации, работающей по традиционной схеме, для которой работник, находящийся на расстоянии, выполняет работу. Телеработа позволяет создать фирму или организацию, сотрудники которой никогда физически не встречаются друг с другом.

Телеработа является одним из очень интересных явлений, возникших в рамках сектора B2C.

Телеработа (telework, flexplace, work-at-home, remote work…) – работа, выполняемая с использованием телекоммуникационных сетей, в месте, удаленном от места использования результатов этой работы.

Телеработа может выполняться на дому, с мобильного терминала, в телецентре.

Телецентр – помещение, оборудованное для телеработы и оснащенное высокоскоростным каналом доступа в Интернет и расположенное относительно недалеко от места жительства работников. В нем оборудованы рабочие места, установлено необходимое периферийное оборудование (принтеры, сканеры и т.д.). Телецентры могут принадлежать одной компании или компания может иметь места в телецентре, принадлежащим нескольким компаниям.

Концепция работы на расстоянии для экономии энергоресурсов зародилась в США после первых нефтяных кризисов еще в 70-е г.г. XX века. Однако сам термин “телеработа” был введен в 1989 г. Комиссией Европейского сообщества, тогда же началось активное продвижение концепции телеработы в практику.

Преимущества телеработы:

Экономия затрат на офисные помещения и их оборудование, экономия на заработную плату.

Что касается экономии на заработной плате, она достигается за счет возможностей использования работников в регионах с более низкой оплатой труда. В Бангалоре (Индия) создан центр телеработы, названный “индийской силиконовой долиной”. Индийские программисты постепенно приобретают репутацию самых работоспособных и дешевых программистов в мире. Они выигрывают конкурсы на создание ПО в США и Европейских странах. Многие фирмы (Microsoft, Corel, Adobe и другие) активно используют труд индийских программистов.

Гибкость графика работы. Сотрудник может начинать работу на пике трудоспособности.

Свободное перемещение и свободный выбор места работы независимо от географического положения.

Уменьшение транспортных проблем (сокращение временных и материальных затрат на транспорт) и связанного с этим загрязнения окружающей среды.

Сохранение квалификации

Круглосуточное обслуживание заказчиков. Используя несколько рабочих групп (например, три при восьмичасовом рабочем дне) в разных временных зонах, компания может организовать круглосуточную работу над сложными проектами, где каждая группа передает следующей полученные к концу дня результаты;

возможность организации круглосуточной работы над срочными проектами (используя несколько групп специалистов в различных временных зонах);

Основные недостатки:

· иногда выполнение задания выигрывает от прямых контактов исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергии интенсивно сотрудничающих групп;

· в некоторых видах деятельности важную роль играет дух команды и внутренние мотивации, которые наилучшим образом генерируются лидерами и менеджерами при личном контакте с исполнителями;

· значительная часть административной работы может быть выполнена только под интенсивным контролем;

· работа не пригодна для тех, кто имеет слабые личные мотивации;

· базовые трудовые навыки (особенно в начале трудовой деятельности) быстрее приобретаются в коллективе;

· для некоторых людей необходимость физически посещать работу и присутствовать на рабочем месте является важной частью жизненного уклада;

· утрата социальных навыков и навыков делового общения.

Дома у телеработника должна иметься отдельная комната для работы, отдельный телефон, компьютерное оборудование все затраты по выполнению данного условия ложатся на предпринимателя. Предприниматель несет ответственность за инсталляцию, обслуживание, страхование оборудования и соответствие его требованиям безопасности;

Предприниматель должен обеспечить возможность регулярного общения между телеработниками с помощью электронной почты и телефона;

Телеработники должны обладать такими же правами, что и обычные работники, в т.ч. по продолжительности рабочего времени, отпускам, выплатам по несчастным случаям на производстве и т.д.

Телеработник должен иметь доступ к предсавительству профсоюза и возможность посещать собрания в пределах рабочего времени. Социальные работники и представители профсоюза должны иметь возможность посещать работников на местах.

Телеработа должна быть добровольной и телеработники должны иметь право возвратиться к обычной форме работы в офисе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: