Развитие психотехники в СССР в первой половине 20века

Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были велики и есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное общественное движение, перешагнувшее рамки собственной предметной области и включившее в себя наряду со специалистами-психологами как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

Формирование и быстрое развитие психотехники, шедшее в ногу с охватившим в 20-е гг. страну движением за научную организацию труда, объяснялось не только насущной необходимостью решения задач повышения производительности труда, роста темпов производственного строительства, но имело и определенные социальные предпосылки. Очевидно, что государство диктатуры пролетариата, каким изначально являлась послереволюционная Россия, не могло не уделять серьезное внимание проблемам руководства, управления человеческими ресурсами, различным формам воздействия на человека, включая и психологическое воздействие.

Начал реализовывать идеи психотехники в России И.Н. Шпильрейн. Под его началом в 1922 г. на базе Центрального института труда создается первая психотехническая лаборатория. Двадцатые годы становятся временем активной психотехнической практики. Объектами ее выступают: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т. д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т. д.

По сути, речь шла о широком участии психологов в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях.

Основными чертами советской психотехники являлись:

1. Серьезный интерес к дифференциальной психологии. В ней ученые искали ответы на вопросы о критериях устойчивости признака, о критериях различий между людьми и т.д.

2. Впервые рассматривались такие характеристики человека, как профессиональное мастерство, профессиональные способности. Оригинальную трактовку получил метод анализа профессий.

3. Непосредственная практическая ориентированность исследований, согласно которой критерием истинности знания является практика в форме научных предсказаний и конструктивных изменений изучаемого объекта. Данная стратегия являлась новаторской для своего времени и порывала с антипрагматической традицией русской науки и менталитета в целом.

4. Идея независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ. Не бесспорная в теоретическом смысле, эта идея открывала возможности развития психологических исследований и взаимодействия с зарубежными психологами.

Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен опыт взаимодействия психологической науки с практикой; оформилась прикладная психология; осуществилась попытка осмысления и использования достижений западной психотехники для решения задач Советского строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: