Достижения российской психологии в предвоенный период

Если разрушение старого и отжившего в науке, с точки зре­ния идеологических вождей государства, могло быть осуществ­лено административным путем, то созидательная работа требо­вала активной творческой интеллектуальной деятельности по преодолению кризиса в мировой психологии, по освоению мар­ксистской теории, ее адаптации к решению научно-психологи­ческих проблем. И такая работа осуществлялась нашими уче­ными в трудных условиях.
Разумеется, у разных ученых был свой специфический путь к марксизму. Это определялось и уровнем профессиональной зрелости и общенаучной культуры ученого, и присущей ему мерой социальной ответственности и честности. Так, С.Л.Рубинштейн, один из лидеров советской психоло­гии, указывал, что “психологическую науку нельзя в готовом виде найти в каких-либо произведениях основоположников марксизма-ленинизма… Есть лишь один путь для построения советской психологии—это путь творческого исследования”.

Несмотря на существенные интеллектуальные потери, поне­сенные психологией в результате обрушившихся на нее репрес­сий и гонений психологическая наука в СССР продолжала раз­виваться. Благодаря таланту и творческой инициативе советс­ких ученых, им удалось серьезно продвинуться в осмыслении психологии: в исследовании материального субстрата психики и сенсорных процессов (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Б.Г.Ананьев и др.), анализе процессуально-содержательных характеристик психики на основе рассмотрения единства сознания и деятель­ности (школа С.Л.Рубинштейна), изучении процесса формиро­вания высших психических функций в русле культурно-исто­рической концепции (Л.С.Выготский и его последователи), пси­хологическом исследовании деятельности и генезиса психического (А.Н.Леонтьева), разработке проблемы установки (школа Д.Н.Узнадзе) и психологии отношений (В.Н.Мясищев), изучении психологии памяти (А.А.Смирнов, П.И.Зинченко), рассмотрении проблем индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Б.М. Теплов), формировании концепции целостности личности (М.Я. Басов, П.П.Блонский) и т. д.
Обращает на себя внимание и растущая динами­ка психологических исследований.

1. Психика как функция, свойство высоорганизованной ма­терии—человеческого мозга. В отечественной психологии эта идея получила развитие еще в работах известных русских уче­ных И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомс­кого и др. В советской психологии к ней одним из первых обра­щается К.Н.Корнилов, поставивший вопрос о возможностях применения диалектико-материалистической методологии в психологических исследованиях

2. Эволюционно-стадиальный характер развития психики. Так П.П.Блонский, одним из первых поставивший задачу рас­смотреть каждое психологическое явление с точки зрения его динамики и развития на примере целого ряда психических про­цессов (внимания, памяти, мышления и т. д.), приходит к вы­воду, что только во взаимодействии с внешней средой могут реализоваться внутренне присущие психике потенциалы разви­тия

3. Признание человека в качестве активного деятеля в окру­жающей его среде. Один из ближайших учеников А.Ф.Лазурского М.Я.Басов, развивая идеи учителя о важной роли катего­рии “отношение” в понимании и интерпретации поведения че­ловека, пришел к выводу, что только изучение человека в процессе его деятельности в конкретной жизненной ситуации мо­жет объяснить всю сложную палитру возникающих у него пси­хических свойств и состояний.

4. Признание культурно-исторической обусловленности про­цесса развития психики. Один из авторов культурно-историчес­кой теории Л.С.Выготский подчеркивал, что психические зако­номерности жизнедеятельности современных людей можно пра­вильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитных в онтогенезе процессов: биологичес­кой эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человечества как носителя разума на земле.

Все эти теоретические положения появились не вдруг. В ос­нове их кристаллизации лежали традиции отечественной и всей мировой психологии и совокупные усилия многих ученых в СССР и за рубежом.

Внутреннее единство и общность базовых оснований, сложив­шихся в советской психологии, позволяют нам рассматривать ее как целостную научную психологическую школу, контуры которой уже были в основном очерчены к концу 30-х гг., когда завершается обоснование основных принципов и категорий пси­хологии, путей и стратегий исследования психической реально­сти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: