Методика оценки текущего состояния фирмы на основе анализа сфер активности

В основу предлагаемой методики положена идея Б. Карлоффа [] о сферах активности и зависимости эффективности фирмы от степени развитости каждой из этих сфер. Под эффективностью фирмы при этом понимается её способность к постоянно высоким достижениям в динамичной, изменчивой среде. Сами достижения оцениваются с точки зрения всех групп людей, заинтересованных в деятельности организации (потребители, персонал, партнёры по бизнесу, государственные структуры и т. д.). Способность фирмы к постоянно высоким дос­тижениям, как было отмечено ранее, является мультипликативной функцией всех выделенныхранее сфер, а недостаточное внимание хотя бы к одной из них приведет к невозможности высокихдостижений. Отсю­да следует, что еслиорганизация решила стать высокоэффек­тивной, она должна развивать каждую из этих сфер.

Данное обстоятельство позволяет оценить текущее состояние организации при помощи частных показателей эффективности, характеризующих степень развитости каждой из сфер активности. Эти показатели, в свою очередь, можно оценить при помощи частных, количественных или качественных показателей второго уровня иерархии, и так далее. Количество уровней иерархии характеризует степень детализации различных аспектов деятельности организации. На первом уровне иерархии расположены сами сферы активности. Их развёрнутое описание было приведено ранее:

Поскольку в содержательном плане сферы активности характеризуют совершенно различные стороны деятельности организации, детальная оценка эффективности каждой из этих сфер требует своей специализированной методики. В общем случае каждая из этих методик имеет следующую структуру:

 
 


Рис. Обобщённая структурная схема частных методик оценки эффективности сфер активности организации

Примерный состав частных признаков второго уровня иерархии приведён в таблице 1.

Таблица 1.

Частные признаки, характеризующие сферы активности.

№ сф № призн Описание признака Методика сбора исходных данных
1.1 Руководителям высшего звена известны миссия, стратегические цели и ценности организации Опрос руководителей
1.2 Руководителям среднего звена известны миссия, стратегические цели и ценности организации Опрос руководителей
1.3 Остальным сотрудникам фирмы известны миссия, цели и ценности Опрос персонала
1.4 Существуют организационные структуры и процедуры регулярного коллективного обсуждения и коррекции миссии, целей и ценностей Опрос, изучение документации
1.5 Все представители организации мотивированы на реализацию миссии Опросы, изучение системы мотивации
    S1  
2.1 Финансовая устойчивость предприятия и тенденции её изменения Финансовый анализ Экспертная оценка
2.2 Прибыльность и рентабельность в динамике Финансовый анализ Экспертная оценка
2.3 Коэффициенты имущественного положения и деловой активности Финансовый анализ Экспертная оценка
2.4 Степень соответствия технологии высшему мировому уровню, динамика обновления технологии Опрос специалистов Экспертная оценка
2.5 Себестоимость в сопоставлении с конкурентами Финансовый анализ
    S2  
3.1 Удовлетворённость потребителя товаром (качество, дизайн, цена, надёжность и т.п.) Опросы потребителя
3.2 Удовлетворённость условиями приобретения Опросы потребителя
3.3 Способность к росту конкурентоспособности Анализ конкурентоспос Экспертная оценка
3.4 Удовлетворённость сервисным обслуживанием Опросы потребителя
3.5 Характер взаимодействия с партнёрами и государственными структурами Опросы партнёров и гос. структур.
    S3  
4.1 Налажено и стимулируется систематическое индивидуальное, групповое и общефирменное обучение Опрос, изучение документации
4.2 Стимулы соответствуют значимым потребностям Анализ системы стимулирования, опросы персонала
4.3 Система оценки и стимулирования учитывает вклад каждого в формирование благоприятного психологического климата, а также соблюдение общефирменных ценностей Анализ системы стимулирования, опрос персонала; выявление системы ценностей.
4.4 Низки количество деструктивных конфликтов и величина коммуникационных барьеров. Опросы персонала, наблюдения
4.5 Поощряется творчество и инициатива, созданы структуры и процедуры участия персонала в выявлении и решении проблем фирмы Анализ системы стимулирования, опрос персонала
4.6 Большое внимание уделяется формированию команд Экспертные оценки, наблюдения, интервью
4.7 Руководство совместно с персоналом решает задачи формирования планов профессионального, личностного и карьерного роста и содействует реализации этих планов Опросы персонала, анализ документации
    S4  
5.1 Руководство имеет чёткое представление о наиболее значимых потенциальных событиях во внешней и внутренней среде, которые могут потребовать организационных изменений Опрос руководителей, изучение документации
5.2 В организации проводится систематический мониторинг этих событий, имеются ответственные за такой мониторинг Опросы, изучение документации
5.3 Заинтересованность руководства в изменениях. Опросы, изучение системы ценностей руководителей
5.4 Система стимулирования изменений. Инициатива и творческая активность персонала в выявлении и решении проблем организации Изучение системы стимулирования; изучение документации Экспертная оценка
    S5  
6.1 Способность к видению, способность видеть перспективы Интервью, опросы подчинённых
6.2 Способность убеждать Опросы подчинённых
6.3 Способность ставить цели и формировать планы их достижения Опросы подчинённых; изучение документации
6.4 Способность делегировать полномочия, развивать самостоятельность и ответственность подчинённых, поощрять распределённое лидерство Опросы руководителей и персонала
    S6  

Как видно из приведённой таблицы, некоторые признаки, характеризующие эффективность сфер активности, можно оценить количественно (например, с помощью финансовых показателей), другие – оцениваются качественно, в баллах, третьи носят бинарный характер. В общем случае, при отсутствии возможности строгой оценки тех или иных частных признаков, (например, из-за отсутствия времени, средств, доступа к необходимой информации и т.п.) можно использовать экспертные оценки их значений в баллах от 1 до 5. При этом 1 балл означает самую неблагоприятную, негативную ситуацию (оценка «очень плохо»), 2 балла соответствуют словесной оценке «плохо», 3- «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично». После статистической обработки результатов все количественные (не балльные) оценки признаков также трансформируются в лингвистические значения: «очень плохо»; «плохо»; «удовлетворительно; «хорошо»; «отлично», например, с помощью их сопоставления с нормативами. При отсутствии нормативов отображение количественных оценок на лингвистическую шкалу выполняется при помощи введения функций принадлежности таких оценок к лингвистическим значениям. Вид функции принадлежности определяется экспертами. В простейшем случае эксперты должны разбить весь диапазон изменения количественных значений конкретного признака на 5 интервалов (не обязательно одинаковых) таким образом, что первому интервалу будет соответствовать оценка «очень плохо», второму –«плохо», и так далее.

Эффективность (Si) каждой i –той сферы активности определяется по результатам оценки частных признаков следующим образом: Si равно среднему частных оценок, относящихся к i –той сфере.

Учитывая тот факт, что предложенная автором [] мультипликативная зависимость эффективности организации (Э) от эффективности сфер активности вызвала многочисленные критические замечания, для оценки эффективности целесообразно использовать более «мягкий» характер такой зависимости.

В соответствии с предложенным подходом эффективность организации в целом равна эффективности наименее развитой сферы активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: