Задачи семинара: Изучение основного содержания и значения Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1961 года; изучение текста последней Конституции СССР; рассмотрение истории ее разработки и принятия; выявление особенностей юридической техники и приемов систематизации правового материала; реконструкция основных государственноправовых институтов по Конституции; определение правового положения советских граждан; оценка идеологических особенностей Конституции; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях.
План семинара:
1. Государство и общество в 70–е годы. Условия разработки Конституции.
2. Характеристика государства и перспектива его развития по Конституции. Сущность политической, экономической, социальной системы.
3. Государство и личность: права, свободы, обязанности граждан. Избирательное право.
4. Механизм государственной власти и управления. Высшие и местные органы власти и управления.
Методические указания
Подготовку к семинару следует начать с краткой характеристики периода нашей истории, называемым «развитым социализмом», «периодом застоя», выделив при этом суть концепции развитого социализма по преамбуле Конституции 1977 г., а также суть «эпохи застоя» через борьбу двух экономических тенденций, которые воплощали, с одной стороны, А.Н.Косыгина, а с другой – Л.И.Брежнев и М.Н.Суслов.
|
|
Раскрывая последующие вопросы плана, необходимо показать, что отличительной особенностью Конституции СССР 1977г. было сохранение преемственности по отношению к ранее существующим Конституциям СССР. Вместе с тем надо обозначить и объяснить существенные отличия ее от предыдущих и абсолютно новые моменты. Сделайте акценты на этом новом.
Ситуационное задание № 19
В преамбуле Конституции отмечалась необходимость закрепить определенные изменения в социалистической государственности, а именно: перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. В СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором на основе сближения всех классов сложилась новая историческая общность – советский народ.
Какие факты последующей истории развития СССР свидетельствуют об ошибочности такого вывода?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период). / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.-446 с.
2. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1998.-544 с.
3. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М.: Юрист, 1996.-446 с.
4. История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 1998.-456 с.
5. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Т.2. XX в. – М.: Норма, 2003.-471 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Политическая история России. – М.: Проспект, 1998.
2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М.: Приор, 1998.