Предмет и метод бухучета

Каждый из видов учета имеет свою область применения, свое назначение и отражает

отдельные стороны процесса воспроизводства. Отличительной чертой бухгалтерского

учета является сплошное отражение хозяйственных явлений в стоимостной форме.

Это и определяет область применения бухгалтерского учета. Предметом

бухгалтерского учета являются отдельные стороны процесса расширенного

воспроизводства: хозяйственные факты, явления и процессы, способствующие

движению хозяйственных и денежных средств, а также источников их создания.

Предмет бухгалтерского учета охватывает весь процесс воспроизводства, т.е.

производство, распределение, обмен и потребление. Бухгалтерский учет изучает

состояние и использование средств предприятия в процессе хозяйственной

деятельности. Основными объектами бухгалтерского учета являются:

хозяйственные средства – те ресурсы, которыми располагает предприятие;

хозяйственные процессы – отдельные стадии движения хозяйственных средств; они

состоят из отдельных операций. Хозяйственные средства подразделяются на:

основные средства – средства труда, сроком службы более одного года. Эти

средства используются многократно и постепенно часть своей стоимости передают

на продукт. Это оборудование, машины, здания, сооружения и т.п. Основные

средства подразделяются на материальные и нематериальные (лицензии, права);

оборотные ресурсы – предметы труда, к ним относятся сырье, материалы, топливо,

полуфабрикаты, денежные средства, готовая продукция. Оборотные средства делятся

на: средства в процессе производства и средства в процессе обращения. Также

делятся на: нормируемые (размер установлен планом) и ненормируемые; отвлеченные

средства – средства, временно или постоянно изъятые из оборота предприятия,

т.е. возвратные и безвозвратные (взносы в бюджет различных налогов).

Хозяйственные процессы подразделяются на: процесс снабжения; процесс

производства; процесс реализации. Метод бухгалтерского учета –

совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность

предприятия отражается в учете. Он слагается из ряда элементов, главные из

которых: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка,

калькуляция, баланс, отчетность. Документация представляет собой отражение

хозяйственных операций в определенных носителях информации на бумажных бланках

или технических носителях. Инвентаризация – способ проверки наличия

товарно-материальных ценностей и денежных средств путем пересчета,

взвешивания, обмера и оценки всех остатков хозяйственных средств и

сопоставление с данными бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета предназначены

для учета наличия и движения хозяйственных средств и их источников. Двойная

запись – принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах,

обуславливающих равенство оборотов по дебету и кредиту счетов. Оценка –

отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с целью

обобщения их в целом по предприятию. Калькуляция – подсчет расходов с целью

определения себестоимости продукции и услуг как в целом, так и по отдельности.

Бухгалтерский баланс – отчет о финансовом положении предприятия, отражающий его

активы, обязательства и собственный капитал на определенную дату. Бухгалтерская

отчетность – система взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей,

отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определенный

период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: